Если в последнюю минуту подсчёта голосов не произойдёт никакого ошеломительного поворота, похоже, что бывший вице-президент Джо Байден станет 46-ым президентом США. Однако ещё не ясно, что это будет значить для внешней политики.
Уже высказан целый ряд предположений, какой будет внешняя политика под руководством Байдена, однако никто не может точно сказать, как изменится глобальная стратегия США, если изменится вообще. Как только следующая администрация приступит к обязанностям, заинтересованные стороны сразу же предложат свои рекомендации о том, какие проблемы являются неотложными. Те, у кого есть шанс заняться национальной безопасностью в следующем году, скорее всего предпочтут не раскачивать лодку и будут довольствоваться только небольшими пометками на полях. Либеральная гегемония и политика интервенций, двигатели глобальной стратегии США со времен окончания холодной войны, без сомнения, получат значимую поддержку.
Что на самом деле нужно США, так это сдержанная внешнеполитическая доктрина. Если следовать этой редко используемой стратегии, то национальную безопасность страны можно укрепить и за меньшую цену.
Возможно, находится между линиями в 48 ярдов — зона комфорта внешнеполитического истеблишмента, но остальному населению страны она никакой особой выгоды не принесет. Если уж на то пошло, общая экономическая и военная сила США ослабла в результате чрезмерного военного авантюризма и неумения (или нежелания) понять, что Америке действительно нужно, а без чего она может обойтись. Ограничения наконец заставят политиков по-настоящему установить приоритеты и реальные цели, отказаться от дорогих непродуктивных вмешательств в процесс. Что не менее важно, благодаря сдержанности, выбор внешней политики США будет основываться на реальности, а не на идеалистических амбициях.
Положат ли президентские выборы 2020 года начало масштабным изменениям того, как США ведет себя в мире, всё ещё вопрос без ответа. Многое будет зависеть от тех, кто в новой администрации займёт должности в сфере национальной безопасности. Однако нет никакого сомнения в необходимости этих изменений, учитывая все просчеты, растраты и болезненные жертвы, определявшие внешнюю политику США в последние 20 лет.
Нет такого региона в мире, где США не было бы выгодно ставить прагматизм выше рефлексивной политики интервенций.
Десятки тысяч американских военных находятся в Европе, самом благополучном и мирном регионе планеты. На Ближнем Востоке американская армия всё ещё участвует в некоторых неразрешимых гражданских войнах при том, что каким бы ни был их исход, США не получат от него почти никакой выгоды. Всё это способствует желанию американских граждан покончить с вовлеченностью Америки в эти конфликты. Между тем политика США в отношении Китая опасно близка к тактике, при которой в отношении Китая будут применены методы холодной войны — полная изоляция и враждебность. Подобная стратегия способствует длительной конфронтации со второй по величине экономикой мира. Отношения США и России также стали настолько враждебными, что даже обычный телефонный разговор между лидерами двух государств порождает подозрения и споры.
Конечные результаты главенства Америки ясны: бюджет национальной безопасности составляет 750 миллиардов долларов, что абсолютно ненужно для поддержания безопасности страны; государственный долг в 27 триллионов долларов не показывает никаких признаков стабилизации; одновременное почти непрерывное проведение миссий по обучению, консультированию и помощи в десятках стран на трёх континентах; военные операции и/или крупномасштабные вмешательства в дела по крайней мере восьми государств; две безуспешные оккупации Афганистана и Ирака; мелкомасштабная, но рискованная миссия в Восточной Сирии; растущая мощь Китая, который укрепил свои собственные позиции, воспользовавшись многочисленными слабостями внешней политики США.
Если администрация Байдена хочет выправить положение внешнеполитического корабля, ей следует преследовать более скромные цели. Отказаться от политики максимального давления на Иран, которая так и не привела ни к чему, кроме создания напряженности, и вывести вооруженные силы с Ближнего Востока, ведь этот регион уже не так важен для безопасности и процветания США, как десятилетия назад.
США следует отказаться от ненужной Инициативы по обеспечению европейской безопасности и прекратить размещать американские силы на восточном фланге НАТО. Присоединение новых стран к НАТО также должно перестать быть одним из направлений стратегии США. Экспансия Альянса, особенно в таких странах, как Украина и Грузия, усиливает напряжение в отношениях с Россией, обладающей ядерным оружием, расширяет территорию, которую нужно защищать, и увеличивает груз обязанностей Америки по обеспечению безопасности.
Агрессивное поведение Китая в Азии вызывает озабоченность. Однако если противостоять Пекину на каждом шагу, то это не укротит его нрав и даже может вызвать обратную реакцию. Заявление о «стратегической ясности», где США предлагают Тайваню защиту в духе формального договора о союзничестве, с большей вероятностью ускорит китайское вторжение на Тайвань, а не сдержит Пекин. Развертывание вооруженных сил должно перестать быть первой линией защиты. Намного большую пользу принесет сохранение открытых каналов связи с Китаем, ответственная конкуренция с китайцами в экономической сфере, предоставление таким партнерам, как Япония, Тайвань и Индия, возможности самостоятельно защищать свой суверенитет от хищнического поведения Китая.
Произойдут ли какие-то из этих разумных внешнеполитических реформ? Избирательный процесс в США не завершен, пока ещё рано говорить что-то определенное. Однако вне зависимости того, кто станет победителем, внешнеполитический истэблишмент Вашингтона ожидает много работы. Будем надеяться, что новая администрация не упустит эту возможность