Украина на протяжении нескольких месяцев откатывается назад, утрачивая завоеванные позиции. Это масштабное отступление, и ситуация недавно серьезно ухудшилась. Страна с 40-миллионным населением оказалась на грани серьезного конституционного кризиса, который может уничтожить программу украинских реформ и разрушить ее репутацию пусть неблагополучной, но подающей надежды страны, которая заслуживает внимания и поддержки Запада. А это может стать сокрушительным ударом для президента Владимира Зеленского, который пользуется все меньшей поддержкой внутри страны и за рубежом.
27 октября Конституционный суд Украины выхолостил полномочия национального антикоррупционного бюро (НАБУ), которое является одним из ведомств по борьбе с коррупцией, и было создано после революции Евромайдана. Замысел при его создании был прост. Чиновники должны ежегодно декларировать в электронном виде свои официальные доходы и собственность, чтобы их могла в любой момент проверить полиция, граждане страны и надзорные организации. Теперь никому ничего не надо декларировать. Коррумпированные чиновники будут рады. Без декларирования доходов им уже не будут грозить уголовные обвинения, если обнаружатся несоответствия между их официальными доходами и образом жизни, которого они придерживаются. Для кучки избранных вернулись добрые старые времена.
Это дурацкое решение своим острием нацелено в самое сердце умирающего проекта украинских реформ. Украина так и не решила проблему коррупции, однако такое решение ставит под угрозу ее безвизовый режим со странами ЕС и иностранную помощь в размере 5 миллиардов долларов от Всемирного банка, Международного валютного фонда и Евросоюза. Из-за этого решения страну могут заставить досрочно вернуть долг в 13,3 миллиарда долларов. Украине не по карману эти ненужные ухищрения. Она по-прежнему остается самой бедной страной в Европе.
Украинцы тоже недовольны решением конституционного суда. После его принятия протестующие пришли туда с плакатами.
Решение суда также связало руки украинскому парламенту.
Попытки Зеленского решить проблему оказались неэффективными. Он высмеял конституционным суд, назвав его ангажированным, обвинил пророссийские силы и предложил проект закона об увольнении судей. Критики в пух и прах разнесли этот подготовленный на скорую руку план, назвав его неконституционным. С ними согласилась Венецианская комиссия, предупредившая президента, что его план вопиющим образом противоречит конституции и нарушает принцип разделения властей. Законопроект отправили в корзину.
Спикер парламента Дмитрий Разумков предложил альтернативный законопроект о восстановлении декларирования собственности. Киевские законодатели из числа сторонников реформ говорят, что Разумков играет конструктивную роль, пытаясь найти решение проблемы. Однако антикоррупционные контрольные организации заявляют, что новым законом проблему не решить, потому что он беззубый и ничего не дает в плане уголовной ответственности за нарушения, и что суд его снова отвергнет, назвав неконституционным. Возможно, они правы, однако этот законопроект понизил бы градус напряженности и предотвратил такую крайнюю меру как уничтожение конституционного суда.
У законопроекта Разумкова были радужные перспективы, потому что его утвердил антикоррупционный комитет в Раде. Но потом близкий к олигарху Игорю Коломойскому депутат сорвал процесс утверждения, предложив в последний момент другой законопроект. Регламент требует, чтобы альтернативный законопроект был рассмотрен, а это значит, что голосование по предложению Разумкова состоится не раньше 16 ноября.
Так что будем ждать.
Конституционный кризис на Украине сопровождается кризисом политическим. Партия Зеленского «Слуга народа» формально имеет большинство в парламенте (246 из 450 мест). Но неизменно за решения партии голосует не более 190-200 депутатов. 25 октября «Слуга народа» потерпела поражение на выборах в местные органы власти. Розы увяли, и власть Зеленского вдруг кажется все более слабой.
Юристы наверняка найдут выход из текущего кризиса на Украине, но его реальное разрешение одновременно очевидно и болезненно. Именно поэтому Зеленский и его предшественник Петр Порошенко страшатся его и всяческим избегают. Страна должна осуществить радикальную и всестороннюю правовую реформу и навести наконец порядок в правоохранительных органах, особенно в Службе безопасности Украины, где не было никаких реформ. Законопроект Зеленского о «реформировании» СБУ не соответствует потребностям.
Посол Германии на Украине Анка Фельдхузен (Anka Feldhusen) не новичок в этой стране. Давая недавно интервью, она все сказала правильно. По ее словам, немецкие инвесторы считают, что главная проблема Украины — это не коррупция, а ее органы правосудия и давление со стороны правоохранительных ведомств.
Борьба с коррупцией остается необходимой, но недостаточной мерой в общем процессе реформирования страны. Антикоррупционные усилия стали одним из самых позитивных результатов украинской революции 2014 года. Неудачи на этом фронте служат мрачным предостережением о том, что прогресс непостоянен, и что победы легко можно утратить.
Мелинда Хэринг — заместитель директора Евразийского центра Атлантического совета.