Владимир Путин ожидал от президентства Дональда Трампа большего. Обещания смягчить санкции не были выполнены. Зато у российского президента была свобода действий на Украине и в Сирии. При Байдене это, вероятно, изменится.
Джо Байден приезжал в Москву в 2011 году в качестве вице-президента. Владимир Путин занимал тогда пост премьер-министра, это была практически вынужденная пауза в его президентстве. О том, что Путин уже в 2012 году вернется в Кремль, Джо Байден тогда знать не мог. Но он мог предполагать.
О той встрече Джо Байден позднее рассказал в одном интервью. Во время посещения Кремля Путин внезапно оказался рядом с ним. «Я сказал: господин премьер-министр, я смотрю вам в глаза, и мне не кажется, что у вас есть душа». Путин улыбнулся и ответил: «Мы понимаем друг друга».
Отношения станут более предсказуемыми
Владимир Путин уже давно снова президент России, и он не спешит поздравлять Джо Байдена с победой на выборах. До воскресенья реакции из Кремля не было. Небольшая сцена 2011 года хорошо описывает ожидания Москвы. Совершенно точно там ждут не лести, как в свое время от Дональда Трампа, а более жесткой критики. С приходом Байдена, как ожидается, вырастет риск введения новых санкций. При этом отношения с Вашингтоном станут более предсказуемыми. Две страны уже знают друг друга.
Кремль следил за этими выборами в США с заметно большей долей безразличия, чем четыре года назад. Путин избегал поддерживать Трампа или особо критиковать Байдена в ходе предвыборной кампании. Возможно, он сам для себя еще не решил, кто для него будет меньшим злом. Дональд Трамп — президент, который не сдержал обещаний в адрес Москвы. Байден — президент, который вообще не дает никаких обещаний, а будет оказывать больше давления. Отношения достигли низшей точки.
Байден обещал оппозиции поддержку
От демократа ожидают, что он будет обращать внимание и на то, что происходит внутри России и в сфере влияния Москвы. Джо Байден будет не просто призывать Кремль соблюдать права человека. В ходе его визита 2011 года в Москву он встречался и с лидерами оппозиции, в том числе с убитым позднее Борисом Немцовым.
В МГУ он рассказывал о том, как важны «жизнеспособная оппозиция» и «политическая конкуренция». А в январе 2020 года в опубликованной в одном издании статье Байден обещал оказывать поддержку российскому гражданскому обществу, «которое снова и снова мужественно противостоит клептократической, авторитарной системе президента Владимира Путина».
Это именно тот тип вмешательства, который Кремль проклинает. Тем не менее это высказывание, судя по всему, его не удивило. Пока Кремль еще хранил молчание, лидер оппозиции Алексей Навальный в воскресенье в Твиттере поздравил Джо Байдена с победой. Свободные и честные выборы — «привилегия», доступная не всем странам.
Трамп — «щенок Путина»
В ходе предвыборной кампании Джо Байден называл Россию «крупнейшей угрозой для Америки». Он высказывался за сильную НАТО, которая должна противостоять и «нетрадиционным угрозам», таким как коррупция, дезинформация и кибератаки.
У Байдена намного больше оснований затаить обиду на Россию из-за вмешательства в американские выборы 2016 года, чем у Трампа. Байден называл Трампа «щенком Путина». В недавнем интервью Путин с нескрываемым удовольствием вспомнил эту цитату, которая «поднимает нас с вами», поскольку говорит о «нашей невероятной влиятельности и мощи». Далее в интервью он раскритиковал «жесткую антироссийскую риторику Байдена».
Дональд Трамп действительно оказался малополезным для Кремля. От него ожидали смягчения санкций, улучшения экономических отношений, повышения международной значимости России. А теперь Путин жалуется, что администрация Трампа 46 раз вводила новые санкции против России или продлевала уже имеющиеся. «46 раз! Такого еще никогда не было», — заявил российский президент на недавнем инвестиционном форуме.
Блокада «Северного потока — 2» может закончиться
Это еще не все. При Трампе США вышли из соглашения по вооружениям, которое Россия хотела сохранить. Кроме того, Вашингтон грозил санкциями «Северному потоку — 2». И то, и другое после смены главы Белого дома может измениться в лучшую сторону для Москвы. Джо Байден, в отличие от Трампа, скорее отдаст решение по «Северному потоку — 2» на усмотрение европейцев, с которыми он хочет улучшить отношения. И, в отличие от Трампа, Байден честно заинтересован в контроле вооружений. Договор СНВ, истекающий в феврале, был заключен, когда Байден был вице-президентом.
С другой стороны, Джо Байден захочет налаживать отношения там, где Путин предпочитает разрушенное. Непредсказуемость Трампа и его политика в духе «Америка прежде всего» была полезной Кремлю. В Сирии Трамп, по сути, предоставил Путину пространство для действий, украинский конфликт его особо не интересовал. Дональд Трамп ослабил альянс западных демократий, расколол Европу, вызывал недоумение у партнеров по НАТО и ослабил доверие к демократическим институтам. Все это Путин рассматривал для себя как плюсы. То, что действующий американский президент сейчас всеми силами пытается заставить усомниться в американской избирательной системе, — своего рода прощальный подарок для главы Кремля.