Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Der Tagesspiegel (Германия): силач в открытом море

Россия построила самый мощный атомный ледокол в мире. Но дел у «Арктики» будет не так много. В этом виновато потепление климата.

© РИА Новости Павел Львов / Перейти в фотобанкПрибытие атомного ледокола "Арктика" в Мурманск
Прибытие атомного ледокола Арктика в Мурманск - ИноСМИ, 1920, 10.11.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор с симпатией рассказывает о новых арктических достижениях России. В Мурманске впервые за 13 лет был официально введен в строй новый сверхмощный ледокол «Арктика», готовится к спуску еще более мощное судно «Лидер». А таяние льдов делает Севморпуть все более проходимым.

В конце октября в русском портовом городе Мурманске был большой праздник. Атомный ледокол «Арктика» успешно прошел испытания в море и был официально введен в строй. Из Санкт-Петербурга, где корабль был построен, он прошел по Северному Ледовитому океану через Северный полюс и наконец оказался во фьорде Мурманска, в порту своей приписки.

Строительство «Арктики» заняло семь лет, корабль должен был выйти в море еще несколько лет назад. Но задержка не повлияла на торжество. Ведь целых 13 лет ни один атомный ледокол в России не был сдан в эксплуатацию. Глава российского правительства Михаил Мишустин специально приехал в Мурманск по этому случаю. В этом самом северном городе России он рассказал, какие планы для Крайнего Севера есть у Москвы на ближайшие годы: освоение новых больших месторождений полезных ископаемых, расширение портов и городов. Российское правительство вложит в эти проекты сотни миллиардов.

Ради этого «Арктика» должна проложить путь через этот неприветливый регион. «Арктика» — первый из пяти кораблей того же класса, которые должны быть построены в Санкт-Петербурге в ближайшие годы. Два реактора общей мощностью в 90 мегаватт питают два электродвигателя ледокола. Этой энергии достаточно, чтобы снабжать электричеством небольшой город. А у ледокола вся эта энергия уходит на то, чтобы при медленном движении судна взламывать лед толщиной до четырех метров. Как пишет судоходная компания «Росатом» в своем пресс-релизе, во время испытательного плавания корабль уже испробовал свои силы на трехметровом льду.

Ледокол есть, а льда нет

Однако вскоре после этого Олег Щапин, руководитель государственной приемочной комиссии, добавил ложку дегтя в бочку меда. По его словам, действительно толстый лед во время первого плавания «Арктике» обнаружить не удалось, даже на Северном полюсе он был относительно тонким и ломким — в метр толщиной. «Ледокол сопротивления не встретил», — сказал Щапин. Изменения климата очень заметны. Когда в России более десяти лет назад создавали концепцию нового ледокольного флота, это изменение климата там воспринимали как недостойное серьезного внимания проявление западного паникерства.

Но теперь признаков потепления не замечать уже невозможно. Даже сейчас, в начале ноября, в Арктике не образовался ледяной покров, который должен был бы стать сферой приложения сил для «Арктики». Как сообщают метеорологи, от Карского моря и до Берингова пролива прибрежная акватория еще не покрыта льдом. Это лето на Крайнем Севере России было на удивление теплым. В Верхоянске в июне термометр поднимался до отметки 38 градусов. А ведь это место считается полюсом холода Земли. Из-за гигантских пожаров в сибирской тайге только в августе в атмосферу попало больше парниковых газов, чем раньше за целый год.

Северный морской путь — уже не дорога приключений

«Мы уже давно знаем, что потепление в Арктике происходит быстрее, чем в остальном мире. В том числе в континентальной России», — сказал метеоролог Владимир Семенов в интервью газете Moscow Times. По его словам, температура воды в северных морях всего за несколько лет поднялась на пять градусов. Таким образом, проход по Северному морскому пути, считавшийся до сих пор последним приключением из времен великих географических открытий, больше уже не может считаться чем-то из ряда вон выходящим.

Еще в конце XVI века были предприняты первые попытки найти путь с запада на восток по Северному Ледовитому океану. Голландский искатель приключений Виллем Баренц попытался сделать это три раза. Во время своего третьего плавания он открыл остров Шпицберген. После зимовки на льду Карского моря он и его команда умерли в июне 1597 года от изнеможения. В начале XVII века российские охотники за тюленями и торговцы добрались до мыса Челюскин, самой северной точки полуострова Таймыр. Первым по всему Северному морскому пути прошел с зимовкой Адольф Эрик Норденшельд в 1878-1879 годах. В 50-х и 60-х годах были заложены порты Диксон, Тикси, Певек и Провидения и началось систематическое развитие судоходства. Однако после краха Советского Союза из-за высоких эксплуатационных расходов оно почти прекратилось. Лишь в 2009 году удалось оживить коммерческое использование Северного морского пути.

У России большие планы

В наше время существуют большие планы — как для судоходного пути, так и дальнейшего экономического освоения Крайнего Севера России. Этот путь из Японии и Кореи в Европу на 20 дней короче, чем маршрут вокруг Юго-восточной Азии мимо Индии и по Суэцкому каналу. Это делает ранее трудно преодолимый Северный морской путь интересным для многих судоходных компаний, причем не только российских.

Но этот маршрут — все еще российская монополия. Так как он идет через экономическую зону самой большой страны в мире, он остается под контролем России. Премьер-министр Мишустин во время торжеств в честь ледокола «Арктика» дал понять, что так оно и будет впредь: «Развитие парка атомных ледоколов раскроет транспортный потенциал Севморпути. Это усилит интерес международного бизнес-сообщества к транзитному коридору между Европой и Азией и обеспечит первенство России в Арктике, в этом стратегически важном для нас регионе».

Поэтому уже в сентябре был заложен еще более крупный атомный ледокол под названием «Лидер». Он будет иметь 200 метров в длину, 50 метров в ширину и реакторы еще большей мощности. Российское руководство уверено, что эти огромные капиталовложения окупятся — несмотря на изменения климата. Ведь в разгар зимы Северный морской путь все-таки покрывается льдом.