Россия с трудом переживает расставание. Дональд Трамп проиграл выборы, но Кремль не торопится поздравлять Джо Байдена с победой. Президент Владимир Путин сделает это, когда будут объявлены официальные результаты, сказал в понедельник его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Пока что ведутся юридические разбирательства. Четыре года назад телеграмма с поздравлениями была отправлена будущему президенту всего через несколько часов после того, как стало ясно, что Трамп победил.
Тональность комментаторов из окружения Кремля в последние дни подтверждает это. Именно те, кто еще недавно называл процедуру досрочного голосования в России, избирательные участки в нетрадиционных местах и голосование по почте достижением, сейчас с издевкой отзываются об аналогичной практике в Америке. На основании статистических данных они говорят о манипуляциях, которые с возмущением отрицали бы, если бы дело касалось России. Для России оба кандидата были малоубедительными, но она бы выбрала Трампа — а в итоге получит старого знакомого в лице Байдена.
Трамп был для Москвы своим человеком
Высказанная в Москве позиция, что кандидат Трамп — как и в последние четыре года — на нынешних выборах столкнулся с нарушениями, вряд ли облегчит начало взаимоотношений с Байденом. Трамп был для Кремля своим человеком. Его необычная манера ведения политики ярко контрастировала с российским ее пониманием, но зато, с российской точки зрения, он разоблачил американское лицемерие.
То, что он усомнился во внешнеполитических парадигмах и больше восхищался сильными правителями, чем защитниками прав человека, для российского руководства было двойным преимуществом — в этом оно видело больше характерных для себя черт, чем в традиционной американской миссии демократии и свободы. Оно видело, как окончательно подрывается роль Америки в качестве бастиона этих ценностей. При Трампе США утратили влияние в мире, и России ничего не пришлось самой для этого делать. Напротив, открылись широкие возможности для создания собственной картины многополярного мирового устройства и новые пути оказания влияния. Критика Трампа в адрес НАТО и отчуждение США от Европы доставляли России особое удовольствие.
Тяга Трампа к разрушению навредила российским интересам
Это было утешением для Кремля на фоне того, что ни при одном другом президенте США санкционное давление не становилось настолько сильным, а отношения между двумя странами не были на таком низком уровне. Явная симпатия Трампа к Путину и мнение, что американский президент — заложник антироссийской американской внутренней политики, во влиятельных кругах в России подпитывали надежду на «большую сделку».
Все, кто до недавнего времени поддерживал Трампа, вероятно, недооценили, насколько его неоднозначность и тяга к разрушениям противоречат и российским интересам. В основе российского понимания многополярного мирового устройства лежит сильная ООН с ее Советом безопасности. Поэтому именно среди российских дипломатов и экспертов недовольство американским президентом сильнее, чем среди политических вояк, чей лозунг — «чем хуже США, тем лучше нам».
Неприятные воспоминания в Москве
Внешнеполитический профиль Джо Байдена говорит о возвращении к традиционному формату отношений. «Более предсказуемый, но и более жесткий» — таковы ожидания от человека, с которым еще в 1979 году вел переговоры советский министр иностранных дел Андрей Громыко. Старые знакомые могут быть более предсказуемыми, но в то же время и более враждебно настроенными, а отношения с ними бывают отягощены неприятными воспоминаниями. Байден во многом как красная тряпка для политической элиты России — именно потому, что его знают.
Байден активно участвовал в проводимой Бараком Обамой «перезагрузке» отношений с Россией. Но то, что тогда вселяло надежду, сегодня в Москве связано с нереализованными ожиданиями. Во время визита в Москву в 2011 году Байден публично посоветовал Путину не выдвигаться на новый президентский срок. По данным Bloomberg, Кремль не простил ему этого до сих пор. Будучи вице-президентом, Байден поддерживал Украину, а после военного вмешательства России в конфликт на востоке Украины однозначно был на стороне противника Кремля.
Кремль хочет, чтобы его воспринимали как равного
С 2014 года Россия больше не заинтересована в политиках, которые выступают за «западные ценности» и высоко ценят трансатлантическое партнерство. Администрация, судя по ранним высказываниям Байдена, настраивается на новые санкции и экономическое противодействие. Путин только однажды высказался на эту тему в телевизионном интервью — и обнаружил удивительные идеологические точки соприкосновения: американские демократы имеют эгалитарные представления об обществе. Путину, который много лет был членом Коммунистической партии СССР, это близко.
Есть также и ожидания. Больше всего их в сфере контроля над вооружениями. Россия хотя и чувствует свое превосходство над США за счет разработки вооружений, но отсутствие у Трампа интереса к соглашениям о разоружении беспокоило Путина. Будет ли в конце концов достигнуто что-то еще, помимо продления истекающего в начале следующего года договора СНВ-III, неизвестно. Но уже и это было бы успехом. С российской точки зрения, очень многое будет зависеть от назначений — например, от того, кто станет госсекретарем.
В транслируемой политическим руководством и государственной пропагандой неприязни к Америке и Западу с приходом Байдена ничего не изменится. Напротив, сага о проигрыше Трампа подпитывает стереотипы. Возможно, правда и то, что эксперт по внешней политике Владимир Фролов написал после победы Байдена: если США урежут объем российско-американских отношений до минимума, это будет большая проблема для Москвы. Ведь Кремль хочет, чтобы его воспринимали на равных началах с Вашингтоном.