Несколько недель в Карабахе шли кровопролитные бои — и вдруг все закончилось буквально за несколько часов. Посреди ночи с 9 на 10 ноября пошли сообщения об остановке боев, а российские миротворцы выдвинулись в Карабах через Лачинский коридор.
Незадолго до этого руководство Армении утверждало, что по-прежнему ведет бои за город Шуша (или Шуши, в армянском варианте), расположенный в самом сердце Карабаха. А потом премьер Никол Пашинян объявил фактически о капитуляции и принятии требований Азербайджана.
В Ереване Пашинян попал под жесточайшую критику и, скорее всего, лишится должности. Но стоит обратить внимание на то, что это решение он принимал не один, а вместе с лидером карабахских армян Араиком Арутюняном, подтверждающим, что другого выбора у измотанных армянских войск просто не было.
«Бои шли на подступах к Степанакерту, и если бы боевые действия продолжились этими темпами, то за несколько дней мы бы утратили весь Арцах, понеся многочисленные потери», — объясняет он.
Главный проигравший в этой ситуации — Армения, которая еще долгие годы будет ощущать последствия поражения. Армянское общество было совершенно не готово к такому внезапному краху, и оппозиционные партии уже вовсю протестуют против заключенного соглашения. Однако даже если на место Пашиняна придет кто-то другой, трудно представить, что он сможет добиться лучших условий.
Новое соглашение приняли быстро, но сейчас понятно, что такой сценарий планировался уже давно. На протяжении последних трех лет Россия предлагала участникам конфликта так называемый план Лаврова, хотя официально отрицала его существование. Суть плана сводилась к тому, что армяне поэтапно выводят свои силы из оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха, а Россия отправляет туда миротворцев, чтобы обеспечить безопасность карабахских армян.
Такое решение не устраивало США, Францию и другие европейские страны, которые настаивали на многостороннем формате решения конфликта и заключении международного мирного договора. Похоже, что объявление российского плана застало Париж и Вашингтон врасплох.
Теперь план Лаврова будет осуществляться, но на намного более выгодных для Баку условиях. Новая линия соприкосновения проходит по самому Карабаху. Армяне теряют немалые территории, в том числе значительную часть расположенного на юге Карабаха Гадрутского района. Кроме того, в документе ничего не говорится о статусе самого Карабаха.
Победа явно осталась за Азербайджаном. Если бы Алиеву завтра нужно было переизбираться, он наверняка выиграл бы с гигантским отрывом. Азербайджанский президент неожиданно получил намного больше, чем мог себе представить еще несколько недель назад — ему достались все семь районов вокруг Карабаха и еще в придачу город Шуша.
Теперь Алиев, скорее всего, сменит агрессивную риторику на более умеренный тон и будет подавать себя как сторонника мира, а не войны. Хотя в рядах азербайджанской оппозиции наверняка возникнут вопросы, почему он не взял весь Карабах и почему допустил ввод российских войск, ведь на московской встрече 9-10 октября он, как сообщают, от этого отказался.
Причины здесь могут быть разные. Штурм Степанакерта был бы кровопролитным и навредил бы международной репутации Азербайджана. Кроме того, вполне вероятно, что Алиев в принципе не рассматривал такой вариант. Ведь тогда ему пришлось бы или вынудить карабахских армян покинуть город, или предоставить им автономию с соответствующими изменениями в азербайджанской Конституции. Намного удобнее было переложить на Москву ответственность за карабахских армян на маленькой изолированной территории.
Выгоду из прекращения огня извлекла и Турция. В соглашении из девяти пунктов главным для Анкары стало обещание проложить транспортный коридор через район Мегри в Армении. Теоретически он может связать Турцию с Центральной Азией через Нахичевань, остальную территорию Азербайджана и Каспийское море. Это возрождает надежды на осуществление главной мечты Азербайджана и Турции, которая была важной составляющей сделки по Карабаху, обсуждавшейся в 1999-2000 годах, но так и не состоявшейся. Также и сейчас будет очень не просто убедить Армению содействовать появлению тюркского коридора на ее территории.
Новое соглашение выглядит впечатляющим дипломатическим успехом России — особенно после того, как на протяжении нескольких недель казалось, что ее переигрывают Турция и Азербайджан. Однако пока мы увидели лишь мирный план из девяти пунктов, который остается во многом неясным и трудноосуществимым.
В ближайшие недели Россия должна будет обеспечить стремительный вывод армянских сил из Агдамского, Кельбаджарского и Лачинского районов Азербайджана, за исключением пятикилометрового Лачинского коридора, соединяющего Армению и Карабах. Армения контролировала эти территории больше 25 лет, там сотни армянских поселенцев, которые вполне могут оказать сопротивление.
Кроме того, численность российского контингента в самом Карабахе — менее двух тысяч миротворцев — слишком мала, чтобы обеспечить надежную защиту его жителей. Их мандат может быть пересмотрен всего через пять лет, а это означает, что очень скоро возникнут вопросы, насколько эта миротворческая операция жизнеспособна в долгосрочной перспективе. Судя по всему, ее масштаб был ограничен по просьбе Азербайджана.
Кроме того, в краткосрочной перспективе неясно, в чем будет заключаться роль турецких военных в регионе, а в долгосрочной — как через армянскую территорию будет проложен новый коридор, который соединит Нахичевань и остальной Азербайджан.
Наконец, в соглашении нет ни слова о статусе Нагорного Карабаха. Этот вопрос был главной проблемой на протяжении более столетия. Понятно, что его не стали упоминать сознательно, но это означает, что решение так и не найдено.
Одним словом, России удался впечатляющий дипломатический маневр, но вместе с тем она взяла на себя огромную ответственность, и, если что-то пойдет не так, обвинения посыплются с обеих сторон. Нельзя исключать, что новое соглашение может оказаться слишком сложным и поспешным, чтобы удержаться надолго. Особенно это касается того, насколько российские миротворцы способны гарантировать безопасность армян в Карабахе. Если большинство тех, кто уехал оттуда сейчас из-за боевых действий, предпочтут не возвращаться, то это не сулит урегулированию ничего хорошего. Старый конфликт может просто принять новые формы.
Так что вскоре Москва может решить, что не потянет новое соглашение в одиночку, и обратится за поддержкой к сопредседателям Минской группы и ОБСЕ в целом, а также ООН и другим международным организациям. Несмотря на серьезные разногласия по Грузии и Украине, вполне вероятно, что Россия попросит помощи и у стран Запада. Чтобы надежнее закрепить долгосрочные принципы разрешения конфликта, дело может дойти до более масштабного соглашения под эгидой ООН.
В целом в Карабахе наконец-то устанавливается хоть какой-то мир, но он явно будет очень хрупким.