С победой Джо Байдена на выборах в США решительным образом меняется геополитическая ситуация в мире. Запад и НАТО возвращаются и как сильные игроки будут противостоять авторитарным режимам и их поползновениям на суверенитет соседних стран. Это самая главная новость для Украины, сказал в интервью OBOZREVATEL российский политолог, проживающий в США, Андрей Пионтковский.
— Джо Байден — давний приверженец Украины. Но какой будет его политика в отношении нашей страны в качестве президента США?
— Сам Байден неоднократно подчеркивал, в том числе и на последних дебатах с Трампом, что важнейшим и основным приоритетом его внешней политики будет поддержка Украины и сопротивление российской агрессии. И это не какое-то предвыборное заявление. Мы знаем, что еще в администрации Обамы Байден был главный по Украине, уделяя ей много внимания. Так что он является близким другом Украины. Вам в этом отношении повезло с результатом выборов США.
— Что именно может предпринять Байден в отношении Украины? Например, будут ли поставки оружия или же усиление санкций против России?
— Есть позиции, зафиксированные Соединенными Штатами, в том числе резолюциями Конгресса, которые при Трампе не реализовывались. Но я считаю, что не надо принимать никаких новых адских санкций. Самые неприятные, разрушительные санкции для путинского режима уже предусмотрены знаменитым законом «О противодействии врагам Соединенных Штатов», принятым 2 августа 17-го года. Он почти единогласно был принят Конгрессом, и Трамп его очень неохотно подписал. Проект предусматривал замораживание и арест финансовых активов, как написано в тексте закона — «олигархов и чиновников, близких к Путину».
Между прочим, как выяснилось при расследовании, проведенном американскими институтами, это около триллиона долларов. Астрономическая сумма, которую путинская клептократия, включая высших чиновников, вывезла, и она находится в юрисдикции Соединенных Штатов. Эта мера разрушительная не только тем, что у руководителей России отбирается награбленное, но и тем, что приветствовалась бы подавляющим большинством населения России.
Эти громадные средства рассматриваются как собственность российского народа и будут возвращены истинным владельцам — первому посткриминальному правительству России.
— Был же еще арест активов нескольких известных людей, включая Олега Дерипаску.
— Да, только потом их ему вернули обратно. Насколько мне известно, Байден и его окружение твердо нацелены на применение той меры, которой можно взорвать всю внутриполитическую ситуацию в России. Большинство российского народа встретят ее с ликованием. Это что касается санкций.
Что касается поддержки Украины, то тут уже зависит от дипломатической инициативы Украины. По-моему, вполне созрела ситуация в администрации Байдена для предоставления Украине так называемого статуса Major Non-NATO Ally — главный союзник, не член НАТО. Этот статус есть у Израиля, Южной Кореи, Австралии, Японии, Новой Зеландии. Все они — ближайшие союзники НАТО, что дает фактически такой же доступ к военной помощи Соединенных Штатов, как и членство в НАТО. За исключением так называемого пункта 5.
— Выходит, для Украины открываются широкие возможности по оказанию военной помощи?
— Украина формально подала на этот статус еще года три или четыре назад. Он даже рассматривался в одной из палат Конгресса, палатой представителей был поддержан, но потом администрация Трампа, как и многое другое, связанное с санкциями, замотала его. Теперь самое время все это выполнить.
Решительные намерения Байдена по оказанию помощи Украине будут выполнены, потому что они пользуются полной поддержкой и республиканцев. Вот самое удивительное, что в столь разделенном американском политикуме существует, наверное, единственный внешнеполитический пункт повестки дня, в котором достигнут абсолютный консенсус военно-политического истеблишмента Америки.
— Если после победы Трампа в России пили шампанское, то выигрышу Байдена, наверное, расстроились?
— С Трампом получилось не совсем так, как в Кремле думали. Американский президент — это не русский царь. В США сложная система сдержек и противовесов. Как раз вот это единство в Конгрессе мешало Трампу реализовывать все путинские хотелки. Все, что делалось в пользу Украины при президентстве Трампа, было не благодаря ему, а вопреки.
Теперь уже нет никаких препятствий. Но самый главный результат поражения Трампа — это возвращение Запада на международную арену. Почему Трамп был так любим Путиным и всем российским политическим классом? Потому что отрицал существование такого института, как Запад, свободный мир — он просто не понимал значения этих слов. Для него America first означала прежде всего разборки со всеми американскими союзниками. Он воспринимал свое президентство чисто с финансовой стороны, видел себя хозяином какого-то хозяйствующего объекта, а международные отношения строил исключительно с точки зрения финансовой выгоды тех или иных сделок.
То же самое относится и к НАТО. Вот это особенно нравилось Путину.
Геополитическая ситуация в мире решительным образом меняется. Запад и НАТО возвращаются как сильные игроки, готовые противостоять авторитарным режимам и их поползновениям на суверенитет соседних стран. Это самая главная новость для Украины.
— В последнее время читаю, что Путин может уйти из-за проблем со здоровьем, мол, у него обнаружили болезнь Паркинсона.
— Я все время старался избегать конспиративных теорий и оценок, связанных со здоровьем Путина. Но есть объективные вещи. Например, он полгода сидит в бункере, наблюдаются странности в его поведении. В последнее время мне удалось переговорить с многими инсайдерами, они подтверждают: налицо тенденция ослабления реальной власти Путина. И не потому, что ему брошен вызов и какие-то люди из его окружения предлагают другую программу. А просто чисто физически — человеку со слабеньким здоровьем и психологическим состоянием, находящимся в бункере, очень трудно эффективно управлять таким большим государством и контролировать все процессы. Так что эта тенденция действительно объективна.
— А Байден для самой Америки — это хорошо или плохо?
— Байден — хорошо и для мира, и для Америки. Очень многие его недооценивают, а ведь Байден одержал в процессе этой избирательной компании две исторические победы. Первую — во время праймериз Демократической партии над крайне левом кандидатом Сандерсом. Левое крыло — почти прокоммунистическое и его влияние нарастает. Так что Байдену удалось остановить эту угрозу и, вторая победа — ему удалось победить Трампа.
Байден — самый подготовленный во внешнеполитической области к выполнению функций американского президента со времен Буша-старшего. После него были люди как бы из провинции, без большого опыта. Так что Байден — это спасение Америки в один из самых критических моментов для ее истории.