Упор на «союзнические ценности» — удар по России
Путинская администрация официально уже неоднократно делала заявления о том, что, мол, кто бы ни пришел к власти в Америке, Москва будет работать с любым президентом. Однако здесь вполне отдают себе отчет в том, что приход Байдена может означать ужесточение антироссийского курса США, поэтому в глубине души считают его нежелательным.
Президент Трамп, при всей его антироссийской риторике, запомнился тем, что предлагал фактическое возвращение России в группу G7, из которой (на самом деле из G8) Россия была изгнана за аннексию Крыма в 2014 году.
Провозгласивший курс «Америка превыше всего!» президент Трамп, который серьезно испортил отношения США с ЕС, вполне устраивал Россию, стремившуюся внести раскол в атлантическое единство Европы с США и ослабить Европейский Союз.
В противовес этому Байден начинает выдвигать формулу «Китай является стратегическим конкурентом США, а вот Россия является нашим главным врагом».
Как известно, весной текущего года Байден опубликовал в журнале Foreign Affairs статью, в которой заявил, что Россию «нужно заставить заплатить высокую цену за нарушение международных норм поведения». Он объявил о необходимости всемерной поддержки российского «гражданского общества», встающего против авторитарного режима Путина. Байден указал также на задачу всестороннего укрепления НАТО, «противостоящее российской угрозе во всех сферах, в том числе в киберпространстве.
Антироссийские санкции ужесточатся
«Если я стану президентом, то буду крепить единство с союзными и дружественными государствами. Кончились дни, когда мы проявляли благодушие к диктаторам». Так Байден заявил на одном из съездов демократической партии, жестко критикуя Трампа.
Как известно, в 2014 году Россия осуществила аннексию Крыма, а в 2015 грубо вмешалась в гражданскую войну в Сирии. Эти действия были осуществлены ею как бы в иронию над заявлением, которое в 2013 году сделал бывший президент Обама. Он тогда сказал, что «Америка больше не является мировым полицейским».
В 2016 году Россия попыталась вмешаться в тогдашние выборы президента США с помощью кибератак. При этом она явно стремилась «играть на Трампа». В нынешних президентских выборах Россия запускала кампании по распространению фейковых новостей, пытаясь помешать избранию Байдена. Так что у него есть серьезные основанию к недоверию и даже ненависти по отношению России.
Когда в 2011 году Байден посещал Москву, он встречался не только с представителями путинской власти, но и активистами российской оппозиции. Тогда вице-президент Байден делал много заявлений о своих надеждах на демократизацию российского общества.
Теперь Россия начинает испытывать серьезную тревогу относительно продвигаемой Байденом в качестве «стержня» демократии внешнеполитической доктрины «единых ценностей»
Председатель комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачев говорит: «Скорее всего, в свете новых внешнеполитических шагов американских властей антироссийские санкции ужесточатся». Высока вероятность того, что США усилят поддержку стран типа Украины и других, испытывающих на себе российскую угрозу, а Россия в ответ усилит противодействие такой политике Америки. По мере углубления противостояния с демократическим лагерем Россия вынуждена будет все больше активизировать свое военно-политическое взаимодействие с Китаем.
«Предсказуемое противостояние»
В России есть авторитетные эксперты, которые видят в новой администрации Байдена и позитивные стороны. Известный российский политолог Наумов (Алексей Наумов, российский политолог-американист, заместитель руководителя отдела внешней политики ИД «Коммерсант» — прим. ред.) указывает: «Хотя в ближайшей перспективе российско-американское противостояние и сохранится, оно может стать менее беспорядочным и более поддающимся прогнозированию».
Как полагает господин Наумов, в настоящее время возникают определенные перспективы достижения между сторонами договоренностей по вопросу продления договора СНВ-3, срок действия которого истекает в феврале 2021 года. Администрация Трампа проявляла большую сдержанность в этом вопросе, объясняя это резким усилением Китая. Байден заявляет о необходимости Договора.
Алексей Наумов поясняет: «Байден понимает, что нормальное функционирование системы контроля над вооружениями способствует стабилизации международного положения и, в конечном счете, выгодно Америке и ему самому. Если по вопросу о новых вооружениях между Россией и США остается много проблем, то в подходах к недопущению прекращения действия СНВ-3 обе стороны вполне могут найти какие-то компромиссы».
Судя по всему, приход к власти новой администрации Байдена окажет влияние и на процесс японско-российских переговоров по «территориальной проблеме».
До сих пор Япония не применяла по отношению к России санкции, сравнимые по жесткости с европейскими. Более того, Токио исходил из необходимости известного развития двусторонних отношений с Москвой, имея в виду увязать этот процесс с перспективами возврата «северных островов».
Однако, в том случае, если следующая администрация Байдена потребует от Японии усиления единого понимания «союзничества и дружбы» в выстраивании отношений с Россией, «поле для маневра» на российском направлении у Японии значительно сузится.