Бразилиа — Правительство Жаира Болсонару сдалось под давлением со стороны Китая и согласилось убрать из официального документа БРИКС фразу о том, что Россия и Китай поддерживают стремление остальных членов объединения играть «более значимую роль в ООН». Это историческое изменение в позиции Бразилии.
В отличие от предыдущих версий текста, документ был опубликован уже без этой фразы во вторник 17 ноября после саммита, прошедшего в формате онлайн-конференции из-за пандемии коронавируса.
БРИКС было сформировано в 2009 году, в объединение вошли Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. Из этих стран только Китай и Россия являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, самой главной инстанции ООН.
Согласно данным Folha, правительство Бразилии уступило давлению со стороны Китая, который выступает против увеличения количества членов Совета Безопасности или его реструктуризации, особенно вступления в него Индии на правах постоянного члена. Этот шаг Пекина также можно рассматривать как ответ на антикитайскую риторику правительства Болсонару.
Как подчеркивают дипломаты, этот шаг Бразилии — ещё одно свидетельство того, что реформа Совета Безопасности ООН не является приоритетом для министра иностранных дел страны Эрнесту Араужу (Ernesto Araújo).
В последние годы в заявлениях БРИКС отмечалась «необходимость комплексной реформы ООН, в том числе Совета Безопасности организации, с целью сделать его более репрезентативным и эффективным».
Документы также отмечали необходимость увеличения представительства развивающихся стран, «чтобы можно более адекватно реагировать на глобальные вызовы».
Эта позиция сохраняется и в новой редакции документа, но последняя фраза в её формулировке теперь отсутствует. В исключенном фрагменте утверждалось, что Россия и Китай подчеркивают важность, которую «они придают статусу и роли Бразилии, Индии и ЮАР в международных отношениях». А также отмечалось, что Россия и Китай «поддерживают стремление этих стран играть более значимую роль в ООН».
Министерство иностранных дел всегда работало над сохранением этой фразы в документах БРИКС, для него она очень важна. Она выражает поддержку двух крупных держав в отношении стремления Бразилии играть более серьезную роль в системе ООН. Ведь это первый шаг к достижению главной цели — получить постоянное членство в Совете Безопасности без права вето.
Для ЮАР и Индии, также упомянутых в документе, эта фраза была не так важна. Индия, к примеру, считает её снисходительной. По мнению Индии, эта фраза создаёт впечатление, будто Нью-Дели ищет одобрения двух более важных стран.
Бразилия наряду с Германией, Индией и Японией входит в так называемую G4, группу стран, поддерживающих друг друга в попытках получить постоянное место в этой организации.
Во время визита президента в Сантьяго в 2019 году власти Чили подтвердили, что вступление Бразилии в Совет Безопасности — для них вопрос «государственной политики». Это заявление в Бразилии истолковали как напоминание о том, что этот вопрос также важен и для более мелких стран региона, которые хотят иметь в Совете Безопасности латиноамериканского представителя.
Этот вопрос был в повестке Болсонару во время его официального визита в Индию в январе. Тогда президент высказал предположение, что «для мира было бы хорошо», если бы Бразилия и Индия вступили в эту организацию.
В этот вторник во время саммита БРИКС Болсонару в своей речи защищал идею реформирования Совета Безопасности, что очевидным образом расходится с его согласием убрать важную для него формулировку из официального документа.
«Необходимо, чтобы страны БРИКС совместно поддержали законные стремления Бразилии, Индии и ЮАР стать постоянными членами Совета Безопасности ООН, — заявил Болсонару. — Я уверен, что этот важный шаг только укрепит сотрудничество в рамках БРИКС».
В официальном тексте встречи страны всего лишь «признают» кандидатуру Бразилии в качестве временного члена Совета на период 2022-2023 годов. Собеседники Folha на условиях анонимности заявили, что Пекин увидел в пассивности Бразилии возможность укрепить свою позицию против расширения Совета Безопасности.
Китай выступает против вступления в организацию Индии и Японии, ведь с этими странами у него напряженные отношения. Этот шаг Китая по исключению традиционно важной для Бразилии фразы можно считать также реакцией на недавние высказывания правительства Болсонару. Президент поддержал заявление американцев запретить компании Huawei в будущем выйти на рынок 5G.
Болсонару допускал и другие высказывания, которые Пекин мог посчитать оскорбительными. К примеру, он говорил о недоверии к вакцине против коронавируса Coronavac, разрабатываемой китайской фармацевтической компанией и Институтом Бутантан, поводом для такого отношения стало происхождение вакцины.