Американские военные в ходе испытаний сбили межконтинентальную баллистическую ракету, впервые продемонстрировав, что США могут осуществлять перехват МБР с находящихся в море кораблей.
Агентство противоракетной обороны во вторник объявило об успешно проведенных испытаниях, заявив, что экипаж корабля «Джон Финн» в Тихом океане северо-восточнее Гавайев поразил и уничтожил цель, имитирующую межконтинентальную баллистическую ракету. Для этого была применена ракета-перехватчик семейства «Стандарт» Блок IIА.
Соединенные Штаты наращивают возможности своей системы ПРО в ответ на совершенствование северокорейского арсенала. В прошлом месяце руководитель Северной Кореи Ким Чен Ын показал новую дорожно-мобильную МБР больших размеров во время парада в Пхеньяне. Это более крупная версия северокорейских ракет в ядерном снаряжении, которые могут достичь территории США.
До настоящего времени Соединенные Штаты делали ставку на ракеты-перехватчики шахтного базирования, находящиеся на Аляске и в Калифорнии. С их помощью они намеревались сбивать МБР, летящие в сторону США. Проведенные на этой неделе испытания дали Пентагону еще один эшелон обороны, показав, что системы морского базирования, первоначально предназначавшиеся для поражения баллистических ракет средней дальности, могут перехватывать и МБР большей дальности.
Смысл заключается в том, что корабли станут запасным вариантом на тот случай, если ракеты-перехватчики наземного базирования на Аляске и в Калифорнии не смогут сбить подлетающую МБР. Военные называют такую концепцию «выстрелил — посмотрел — выстрелил». То есть, они смотрят, поразила ли ракета шахтного базирования цель. Если нет, они запускают вторую ракету-перехватчик с борта корабля.
«Это невероятное достижение и важнейшая веха», — отметил в заявлении по итогам испытаний директор Агентства противоракетной обороны вице-адмирал Джон Хилл (Jon Hill). Хилл сказал, что Пентагон думает, как усилить группировку ПРО шахтного базирования, чтобы «не допустить неожиданного развития событий в области ракетных угроз». Проведенные испытания он назвал ключевым шагом в этом процессе.
Испытания позволяют усилить американскую оборону от северокорейских ракет. Но Россия и Китай, с подозрением относящиеся к американской ПРО, в ответ на это могут изобрести более совершенное оружие, наращивая свои арсеналы и усиливая тревогу Пентагона.
Для проведения испытаний американские военные взяли противоракетную систему SM-3 Блок IIА, разработанную совместно военными подрядчиками «Рэйтеон» и «Мицубиси Хеви Индастриз» для поражения ракет малой и средней дальности, и установили ее на корабле. Затем в водах у побережья Гавайев был произведен пуск этой противоракеты с борта корабля «Джон Финн». Пуск оказался успешным, и ракета-перехватчик поразила ракету-мишень, имитирующую МБР и выпущенную в сторону Гавайев с полигона на атолле Кваджалейн (Маршалловы острова).
«У этой ракеты увеличен потенциал, и сейчас она обладает расширенными возможностями по сравнению со своим штатным предназначением, — сказал вице-президент „Рэйтеон" по стратегической ПРО Брайан Роселли (Bryan Rosselli). — Изначально она предназначалась для борьбы с баллистическими ракетами малой, средней и промежуточной дальности».
Первоначально испытания планировали провести в мае, однако их отложили из-за «ограничений на переброску личного состава и техники, чтобы не допустить распространения covid-19», заявило Агентство противоракетной обороны. А недавно конгресс принял закон, предусматривающий проведение испытаний SM-3 Блок IIA против МБР к концу 2020 года.
SM-3 Блок IIA — это последняя версия ракеты-перехватчика морского базирования. Ее только начали размещать на кораблях ВМС США. На этой неделе состоялись уже шестые испытания данной ракеты. Два испытания прошли неудачно: одно из-за человеческой ошибки на корабле, а второе из-за дефектных деталей. Теоретически эту ракету можно использовать на берегу с системой ПРО «Иджис».
Россия давно уже жалуется на американскую ПРО, особенно на системы наземного базирования, размещенные США в Польше и Румынии. Это послужило для нее оправданием, чтобы начать разработку новых носителей ядерного оружия.
Однако Том Карако (Tom Karako), работающий старшим научным сотрудником в Центре стратегических и международных исследований, сказал, что эта ракета-перехватчик не нацелена на равного по силам противника, каким является Россия, у которой достаточно большой арсенал, чтобы подавить американскую ПРО.
«Они не станут преследовать российские МБР», — сказал Карако.
По его словам, SM-3 IIA предназначена для защиты от Северной Кореи. Ее также можно развернуть на земле в Азии с целью защиты американских войск на Гуаме от северокорейских и китайских ракет, а также в Европе на объектах ПРО в Польше и Румынии, чтобы защитить американские войска на европейском континенте и союзников по НАТО от иранских ракет.
«То, что ее применили против МБР, говорит о ее надежности в борьбе со все более современными ракетами промежуточной дальности в районе Гуама, — сказал Карако. — Это будет способствовать сдерживанию и не позволит Китаю думать о том, что он сможет одним ударом нейтрализовать находящиеся там наши войска».
Сторонники нераспространения предупреждали, что эти испытания могут спровоцировать дальнейшее наращивание вооружений в России и Китае, поскольку обе страны видят в этой системе серьезную угрозу.
«Планы Пентагона предусматривают развертывание сотен таких новых ракет-перехватчиков на кораблях с системой „Иджис", которые могут действовать в любой точке земного шара и являются высокомобильными. Россия и Китай не могут не заметить столь существенное расширение стратегической обороны, — написала в Твиттере старший научный сотрудник некоммерческой организации „Союз обеспокоенных ученых" Лора Грего (Laura Grego). — Она может нанести сокрушительный удар по перспективам заключения новых соглашений в области контроля ядерных вооружений. А у России и Китая появятся новые стимулы (и оправдания) для диверсификации и увеличения своих арсеналов ядерного оружия».
Старший научный сотрудник Фонда Карнеги Джеймс Эктон (James Acton) написал в Твиттере: «Вполне возможно, что эти испытания станут для Китая и России новым стимулом для развития и укрепления своих ядерных сил. В этом случае будет намного труднее сдерживать усиливающуюся гонку вооружений».