Одна из особенностей президентских выборов в США — непривычно для нас продолжительный период между датой голосования и вступлением главы самого мощного государства мира на свой пост. Джо Байден продолжает дожидаться официальных итогов голосования и планировать свои действия. И хотя впереди несколько процедурных формальностей, но уже известные результаты голосования позволили ему сообщить мировым лидерам, что «США возвращаются в игру».
Многочисленные эксперты сходятся в главном: оттрубивший два вице-президентских срока Байден будет мало напоминать своего тогдашнего шефа Барака Обаму, и уж тем более его политика станет существенно отличаться от действий Дональда Трампа. При этом результаты выборов, на которых каждый из финалистов получил более 70 миллионов голосов избирателей, определяют приоритетным направлением действий нового президента США решение внутренних проблем. Среди них — борьба с covid-19 и обеспечение экономического роста.
При этом статус «знаменосца демократии» с официального Вашингтона никто не снимает. Другое дело, что действовать там будут гибче. Во время президентской кампании Байден называл Россию основным врагом, но после вступления в должность может сосредоточиться на противодействии более опасному противнику — Китаю. Полного отказа от диалога с Кремлем ждать не стоит, хотя многие называют Байдена «ястребом» в отношении России.
Судя по плохо завуалированному стремлению Москвы не допустить избрания американским президентом представителя Демократической партии, основания клекотать (исключительно геополитически) у Байдена имеются. Он может напомнить о традиционно чувствительных для России темах свободы слова и свободы совести. Да и способствовать завершению строительства «Северного потока — 2» в администрации Байдена вряд ли станут. Заодно подчеркну, что полного отказа от диалога с Москвой при Байдене не случится, как не случалось и при всех его предшественниках с 1933 года.
Президент-элект, как называют в США главу государства, победившего на выборах, но еще не въехавшего в Белый дом, анонсировал первые внешнеполитические решения. Байден намерен вернуть страну в Парижское соглашение по климату — буквально на днях по инициативе Трампа США оттуда вышли. В планах — восстановить членство в ВОЗ и, возможно, возобновить ядерную сделку с Ираном. Кроме того, выдвиженец демократов будет восстанавливать отношения со Старым Светом, изрядно расшатанные предшественником. Правда, не со всей Европой — Варшаве и Будапешту на потепление отношений с Вашингтоном вряд ли стоит рассчитывать. Зато странам Балтии и Молдавии можно рассчитывать на интенсификацию диалога с Соединенными Штатами.
Чего ожидать от прихода Байдена Украине? У нас как-то принято слишком много значения придавать тому факту, что в роли вице-президента он неоднократно бывал в Киеве. Тем более что «пленки Деркача» и несостоявшийся импичмент Трампа после телефонного разговора с Владимиром Зеленским летом 2019 года придают перспективам не слишком сладкие оттенки.
В Киев должен вскоре прилететь посол США на Украине Кит Дейтон, военно-дипломатический опыт которого говорит сам за себя. Заместитель главы ОПУ Игорь Жовква, курирующий внешнеполитические вопросы, утверждает, что визит Зеленского за океан активно готовится. Но надежды на персональные контакты могут оказаться несколько чрезмерными, если не возобновить матрицу стратегического партнерства.
Байден и Камала Харрис 14 октября сделали заявление, пообещав способствовать завершению конфликта на Украине, но не уточнив, имеют ли они в виду возвращение Крыма. Поэтому получить от новой администрации подтверждение Крымской декларации Майка Помпео Украине необходимо.
Способствовать борьбе с коррупцией и поставлять нашей стране оружие новые обитатели Белого дома пообещали также уверенно, благо двухпартийная поддержка в этом вопросе есть. Однако это заявление — крайне общая матрица двусторонних отношений.
В военной сфере официальному Киеву нужно претендовать на статус приоритетного партнера США за пределами НАТО. Украине стоит настаивать на возобновлении комиссии стратегического партнерства с США, заявить претензии на поддержку по поводу более активного использования отечественной ГТС и на получение заокеанского ядерного топлива для украинских АЭС. Да и кооперация в производстве самолетов тоже была кстати, раз уж в Вашингтоне не хотели бы видеть украинско-китайского партнерства в это сфере.
Новый американский президент может дать солидный импульс украинско-американским отношениям, которые сегодня во многом пробуксовывают. И возвращение Байдена к игре на большой шахматной доске может этому способствовать.
Евгений Магда, директор Института мировой политики