Даже у такого человека, как Джо Кэзер (Joe Kaeser), который всего за пару лет разделил на части компанию возрастом более 170 лет, в воспоминаниях о прошлом есть моменты, в которых он по-настоящему до конца не разобрался. Одно памятное событие произошло с ним почти семь лет назад. И когда шеф компании Siemens сегодня говорит, что тогда еще «был новичком в таких делах», то имеет в виду вовсе не работу в компании, первый договор с которой заключил в 1990 году.
Новым стало для него скорее то, что как высший руководитель компании он вдруг привлек к себе пристальное внимание общественности. Особенно в тот момент, когда он в разгар международного кризиса отправился на прием к такому человеку, как Владимир Путин.
В марте 2014 года Кэзер поехал к российскому президенту — на «прием к одному из клиентов», когда он тогда выразился. В то время в Вашингтоне, в ЕС, в ОБСЕ спрашивали себя, как эффективнее всего отреагировать на российскую аннексию Крыма. А Кэзер, шеф Siemens и баварский коммивояжер, просто взял и поехал в Москву. Жал там руки, разговаривал о бизнесе, а позже в одном телевизионном интервью объяснил, что визит к Путину планировался давно.
По его словам, деловые отношения между Siemens и Россией длятся уже 160 лет, то есть имеют давнюю традицию, и потому при планировании работы нельзя отвлекаться на всякие «кратковременные потрясения». «Кратковременные потрясения»? Он имел в виду российскую геополитику в Крыму?
Быстро стало ясно, что тут что-то не так.
Вполне возможно, что сегодня Кэзер так не сказал бы.
И вот он сидит в президентском номере на пятом этаже отеля «Адлон». Через пару месяцев на посту шефа концерна Кэзера сменит Роланд Буш.
Сейчас самое время подвести краткий итог, но рассказать о сорока годах Кэзера в Siemеns за четверть часа возможно, лишь многое опустив. Но зато оставшееся можно обсудить в деталях. Например, тот самый эпизод с Путиным.
Как вспоминает Кэзер, это было похоже на государственный визит с красной ковровой дорожкой и часом ожидания перед парадным залом. «Я чувствовал себе как во время какой-нибудь пресс-конференции, только хуже», — говорит Кэзер сегодня. Интересное сравнение: на пресс-конференциях неприятные вопросы задают напрямую и с самого начала. А в случае с вояжем Кэзера в Россию они зазвучали позже. «Это был момент идеальной катастрофы», — говорит Кэзер.
Иногда время действительно нельзя выбирать. Путин, Эрдоган, ужин с президентом США Дональдом Трампом. «Приходится принимать события по мере их наступления», — говорит Кэзер. Это похоже на приспособленчество, но, вероятно, говорит о непоколебимом желании заключить сделку любой ценой.
В январе 2018 года, во время ужина у Трампа на полях экономического саммита в Давосе, это выглядело именно так. Немецкий менеджер поздравил президента с налоговой реформой. Потом многие упрекали Кэзера и других приглашенных на ужин промышленников, что те опустились до роли статистов в поставленном Трампом спектакле. Лишь пару месяцев спустя Кэзер написал о Трампе в Твиттере и заговорил там о «расизме и дискриминации».
Вообще Кэзер пишет в Твиттере много и с удовольствием. Критикует Трампа, политика Алису Вайдель из «Альтернативы для Германии». Был ли твит, о котором он позже пожалел? «О большинстве из них я не жалею», — говорит Кэзер. По его словам, они были «необходимы», в них шла речь о важных вещах. О важном он хочет заявлять немедленно. Ведь когда какая-нибудь тема попадет в мейнстрим, то высказываться, как правило, уже поздно. Этими словами 63-летний Кэзер дает понять, что к мейнстриму он себя не причисляет.
Как минимум в этом он прав: не каждый день менеджер, проработав столько лет в компании, решает ее перестроить и разделяет промышленный конгломерат на несколько частей. Старое подразделение Healthineers, занимающееся медицинской техникой, например, рентгеновскими аппаратами, компьютерными томографами, присутствует на бирже с 2018 года. Огромное подразделение Siemens Energy, изготовляющее оборудование для электростанций и энергетики, на бирже с этой осени. Оставшаяся часть компании Siemens и прежде всего её костяк, специализирующийся на цифровых процессах и производственной автоматике, уже и так давно на бирже.
«Великий бренд Siemens знают во всем мире», — заявляет Кэзер. Но действительно ли бренд велик и сейчас? Или гигантский концерн Siemens превращается в три компании средних размеров? В любом случае когда-нибудь эти три компании, в названии которых фигурирует слово Siemens, смогут попасть в индекс Dax. И это точно не мейнстрим.
«Но все могло быть хуже — намного хуже», — заявил Кэзер на ежегодной пресс-конференции на прошлой неделе. Он имел в виду тяжелый кризис концерна General Electric, компании, которая раньше была чем-то вроде главного соперника Siemens и в то же время образцом для подражания. И вот мюнхенский концерн избавился от внушающего страх противника. Но какой ценой?
«Я понимаю, что это непривычно, что это этап, — говорит Кэзер. — Важный этап, возможно даже исторический». Он улыбается, потому что знает: такое понятие, как «исторический», не следует применять просто так, и ни в коем случае нельзя им злоупотреблять.
Что будет дальше с Джо Кэзером? Он хочет стать главой наблюдательного совета в Siemens Energy, но хватит ли ему этого? С 2014 года он — член наблюдательного совета автомобильного концерна Daimler. Многие делают ставки на то, что в следующем году он заменит там нынешнего главного контролера Манфреда Бишоффа. Это Кэзеру подходит, ведь в автомобилестроении происходит то же самое, что и у Siemens: происходят громадные технологические изменения.
А не подумывает ли он о политике? У него большой опыт общения с главами правительств, хорошими и плохими, вечерних приемов, деловых поездок и пережитых кошмаров. «Для этого я слишком нетерпелив», — говорит Кэзер. Но к сказанному следует добавить: таково положение дел на середину ноября 2020 года.