Китай и еще 14 стран Азиатско-Тихоокеанского региона заключили 15 ноября в Ханое историческое соглашение о всестороннем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП) — Regional Comprehensive Economic Partnership. Крупнейшее в мире торговое соглашение наряду с Китаем подписали Япония, Южная Корея, Сингапур, Австралия, Новая Зеландия, Вьетнам, Бруней, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Таиланд и Филиппины.
На эти страны с населением в 2,2 млрд человек приходится примерно треть мирового ВВП. Немецкий «Шпигель» (Der Spiegel) называет это событие «объявлением войны Европе и США». Журнал особо подчеркивает, что Китай сумел подписать соглашение ВРЭП, несмотря на углубляющийся торговый конфликт с Соединенными Штатами. Особенно примечательно и символично участие в нем ближайших союзников США — Японии, Южной Кореи, Австралии и Новой Зеландии. Соглашению предшествовала многолетняя подготовительная работа, включавшая 31 раунд переговоров и 18 министерских встреч. Шесть раз подписание переносилось на более поздний срок, в том числе из-за сопротивления Индии, которая в конечном счете не стала присоединяться к ВРЭП. Президент США Дональд Трамп в последние годы упорно игнорировал подготовительные встречи. Премьер-министр Китая Ли Кэцян назвал соглашение «триумфом мультилатерализма и свободной торговли». Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон заявил в свою очередь, что соглашение «откроет новые возможности для австралийских фермеров, бизнеса и инвесторов».
Европейские СМИ единодушно расценивают соглашение как «удар по Америке». Ведь в 2016 году, перед вступлением Дональда Трампа в должность президента США, уже было готово Соглашение о транстихоокеанском партнерстве (ТТР), которое включало 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона — без участия Китая. Это соглашение фактически изолировало Китай и создавало привязанную к США торговую зону. Однако, руководствуясь своими предвыборными обещаниями, Дональд Трамп вышел из соглашения ТТР в начале 2017 года. Таким образом, Америка потеряла свой исторический шанс, в то время как Китай заполнил образовавшийся вакуум. Администрация Трампа сорвала также подписание соглашения о Трансатлантическом торгово-инвестиционном партнерстве между США и Евросоюзом (Transatlantic Trade and Investment Partnership — TTIP). Историки еще дадут оценку этим действиям, когда будут анализировать причины упадка «aмериканской империи» (Pax Americana).
По мнению европейских наблюдателей, благодаря подписанию соглашения ВРЭП Китай значительно усиливает свои позиции в Юго-Восточной Азии, умело воспользовавшись отсутствием Соединенных Штатов. Соглашение предусматривает снижение таможенных пошлин, новые правила электронной торговли, а также унификацию торговых стандартов и защиту интеллектуальной собственности. Это даст значительный импульс экономическому росту, углубит сотрудничество в сфере торговли, услуг, инвестиций и телекоммуникаций. ВРЭП вступит в силу после того, как все страны-участницы ратифицируют соглашение. При этом соглашение достаточно гибко, оно учитывает специфику столь разных стран, как Австралия, Сингапур, Мьянма и Вьетнам. ВРЭП не навязывает жесткие унифицированные стандарты в трудовой и экологической областях, не принуждает страны чрезмерно открывать свою сферу услуг и другие проблемные сегменты экономики.
Тем не менее, проблемы между участниками соглашения сохраняются. Вьетнам, Австралия и Япония выражают опасения в связи с доминирующей ролью Китая. Так, Япония пересматривает цепочки своих поставок в КНР. Кроме того, сам Китай ограничивает импорт из Австралии по политическим соображениям. Однако в целом дипломатическая конфигурация в регионе очевидно изменилась в пользу Пекина. Это связано в первую очередь с отсутствием в регионе Соединенных Штатов, увязших во внутренних разборках в период президентства Дональда Трампа. Фактически соглашение ВРЭП похоронило планы Трампа по технологической и экономической изоляции Китая.
Индия первоначально была готова подписать соглашение и открыть страну для иностранных инвестиций в рамках ВРЭП, однако раздумала, так как побоялась угроз отечественным производителям со стороны дешевых китайских товаров.
Но даже без Индии успех Китая очевиден: ВРЭП создает гигантский экономический блок, на который приходится около 30% мирового ВВП и 28% мировой торговли, и в рамках которого устанавливаются единые правила в области торговли, электронных коммуникаций и интеллектуальной собственности. По мнению экспертов, соглашение будет способствовать экономической интеграции стран азиатско-тихоокеанского региона и станет эффективным средством против протекционизма в торговле, потенциал роста в рамках ВРЭП огромен.
Аналитик австралийского института стратегической политики (ASPI) Джефри Вильсон отмечает: «ВРЭП кардинально изменит экономическую и стратегическую карту индо-тихоокеанского региона. Соглашение о свободной торговле будет иметь колоссальное значение, особенно в период экономического восстановления после эпидемии коронавируса».
Торговые и инвестиционные потоки в Азиатско-Тихоокеанском регионе и без того значительно расширились в последнее десятилетие, эта тенденция особенно ускорилась в годы президентства Дональда Трампа, когда США и Китай наложили друг на друга многомиллиардные торговые штрафы. Пока неизвестно, примкнут ли Соединенные штаты к соглашению, когда администрацию США возглавит Джо Байден. Ведь для этого он должен получить поддержку Конгресса США, где сильны позиции сторонников Дональда Трампа.