Значительная территория Нагорного Карабаха, в том числе так называемый Лачинский коридор, открывающий удобный маршрут по горному перевалу между Арменией и Нагорным Карабахом, будет занята в течение нескольких следующих лет российскими миротворцами. Но что же будет дальше?
Пока в Армении начинается вторая неделя массовых протестов из-за мирного соглашения в Нагорном Карабахе, некоторые лица в Москве высказывают недовольство в отношении властей Еревана.
После 45 дней боевых действий, тысяч жертв и свыше 100 тысяч вынужденных переселенцев президент Азербайджана Ильхам Алиев, 9 ноября (соглашение было подписано в ночь с 9 на 10 ноября 2020 года — прим. ред.) премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент России Владимир Путин подписали мирное соглашение, призванное положить конец войне в Нагорном Карабахе.
Соглашение предусматривает полное прекращение всех боевых действий. При некоторых существенных оговорках все стороны согласились остановиться на территории, занимаемой ими во время прекращения огня. Значительная часть Нагорного Карабаха, в том числе так называемый Лачинский коридор, обеспечивающий удобный маршрут по горному перевалу между Арменией и Нагорным Карабахом, будет занят в течение следующих нескольких лет российскими миротворцами; после этого первоначального периода российская часть соглашения о миротворческой деятельности будет автоматически обновляться в течение следующих пяти лет при отсутствии возражений одной из сторон.
Это соглашение не является в полном смысле слова договором о положении после войны. Несмотря на то что обе стороны остановились в местах, которые занимали на тот момент, соглашение санкционировало передачу нескольких территорий Азербайджану. В то время как в Баку соглашение приветствовали из-за «капитуляции» Армении, в Ереване перемирие было воспринято подавляющим большинством населения негативно. Пашинян, подписавший соглашение от армянской стороны, назвал его «мучительной» необходимостью: «Это не победа, но и поражения нет, если вы не считаете себя проигравшими. Мы никогда не будем считать себя проигравшей стороной, и это ознаменует новое начало эры нашего национального единства и возрождения». Недовольные Пашиняном, которых становится все больше, сетовали на соглашение, ратифицировавшее утрату Арменией около девяти районов, и вышли на улицы, призывая к его отставке. Спикер парламента Арарат Мирзоян был избит толпой, люди вломились в резиденцию Пашиняна, а оппозиционные партии совершили ряд неудачных попыток запуска процедуры импичмента или иного способа смещения премьер-министра с его поста.
Пашинян столкнулся с серьезным недовольством не только в своей стране, недоверие к нему близких к Кремлю политологов и российских политиков растет.
Известный российский политолог и политик Сергей Кургинян обвинил Пашиняна в саботаже военных действий Армении и предательстве народа Нагорного Карабаха, равносильном невыполнению служебных обязанностей: «Пашинян был назначен с целью довести Арцах [армянское обозначение Нагорного Карабаха] до капитуляции», — рассказал Кургинян во время выступления на одном из крупнейших российских телеканалов, подразумевая, что Пашинян действовал в интересах иностранных, предположительно западных, правительств, приказав армянской армии отступать из ключевой стратегической провинции Шуша перед заключением перемирия. Он призвал к немедленному отстранению Пашиняна от власти: «Если мы оставим [Пашиняна] у власти в Армении, этот человек уничтожит все, чего мы там добились… оставить Пашиняна у власти — значит передать Армению в руки НАТО».
«Наша основная задача — отстранить этого человека», — заключил он. Отвечая на опасения, что свержение Пашиняна может привести к власти националистов-сторонников жесткой линии и других малоприятных объединений в армянской политике, Кургинян подчеркнул, что любое альтернативное правительство будет лучше, чем продолжение действия администрации Пашиняна: «Для России в этом нет ничего дурного, кроме самого Пашиняна… как когда-то говорили, что Карфаген должен быть разрушен, так и Пашинян должен быть отстранен».
За прошедшую неделю в Москве многие вторили Кургиняну, предпочитая менее безапелляционные выражения. Множество комментаторов, в том числе столь влиятельные фигуры, как глава российского новостного канала, задавались вопросом, не мог ли Пашинян совершить грубые ошибки при ведении Арменией военных действий, якобы отказавшись от первого предложения помощи со стороны России и обратившись вместо этого к Западу за помощью, которой так и не поступило.
Невзирая на все большее стремление некоторой части российской элиты поддержать смену правительства в Ереване, Кремль еще не прокомментировал судьбу Пашиняна — или не предпринял никаких откровенных шагов, которые бы могли повлиять на нее. На данный момент администрацию Путина в первую очередь беспокоит соблюдение Арменией соглашения о прекращении огня. Владимир Путин в одном из последних интервью заявил, что отказ от соглашения для Еревана будет равноценен самоубийству, как при нынешней администрации, так и при любом новом правительстве.
Осажденный премьер-министр Армении, столкнувшийся с недовольством собственного народа и с критикой за рубежом, не планирует отступать. Ранее на этой неделе Пашинян предпринял активную попытку воскресить свои политические успехи, предложив дорожную карту из 15 пунктов, включающую активное участие Армении в процессе мирного урегулирования в Нагорном Карабахе, и множество популярных внутренних реформ.