Начиная с первых дней после обретения независимости, Молдавия была в буквальном смысле разделена на восток и запад, и территории к востоку от Днестра находились под контролем поддерживаемых Россией сепаратистов. Этот давно замороженный конфликт говорит о том, что Молдавия представляет собой одну из арен борьбы за влияние, которую ведут между собой Россия и Запад, и множество политиков в течение долгого времени пользовались этой ситуацией. Пока в результате смен правительств Молдавию бросало то в одну сторону, то в другую, безудержная коррупция и захват государства оставались в тени геополитики.
Минувшие президентские выборы в Молдавии завершились уверенной победой Майи Санду, лидера партии «Действие и солидарность», чья главная внешнеполитическая цель — европейская интеграция. «Мы на 100% настроены на европейскую интеграцию. Это ядро нашей внешнеполитической программы действий, часть нашего ДНК», — сказал вице-председатель партии «Действие и солидарность» и вице-спикер парламента Молдавии Михай Попшой в интервью изданию bne IntelliNews после выборов.
Однако в отличие от некоторых своих предшественников в высших эшелонах молдавской политики, которые намеренно подогревали соперничество между Россией и Западом ради достижения собственных целей, с момента своего избрания Санду говорила о «балансе» во внешней политике Молдавии и о своем стремлении наладить хорошие отношения с Россией.
Спустя день после второго тура президентских выборов, в котором Санду соперничала с действующим президентом Игорем Додоном, получившим как минимум словесную (если не финансовую) поддержку со стороны российских политиков накануне выборов, она заявила, что Кишинев «наладит прагматичный диалог со всеми странами, включая Украину, Румынию, европейские государства, Россию и Соединенные Штаты».
18 ноября партия «Действие и солидарность» сообщила на своей странице в Фейсбуке, что Санду встретилась с послами четырех важнейших иностранных партнеров Молдавии, а именно с послами Евросоюза, Соединенных Штатов, России и Румынии. В этом посте говорилось, что она обменялась теплыми словами со всеми из них. На всех встречах Санду говорила о необходимости вывести Молдавию из изоляции и выстроить внешнюю политику этой страны в интересах молдавских граждан. Хотя самые теплые слова Санду были обращены к Евросоюзу, она сказала российскому послу, что хочет наладить с Россией «позитивные, прагматичные и предсказуемые» отношения.
Больше не «задний двор» России
С момента распада Советского Союза, частью которого Молдавия прежде была, прошло почти 30 лет, и отношение России к бывшим советским республикам постепенно меняется. Директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин утверждает в статье «Новые правила Москвы» (Moscow's New Rules) для bne IntelliNews, что эти изменения, зачастую упускаемые из внимания многими комментаторами, которые видят перед собой лишь агрессивный Кремль, стремящийся повторить сценарий Крыма, — находят отражение в реакции России на кризисы в Белоруссии, Киргизии и Нагорном Карабахе, возникшие во второй половине текущего года.
«Россия учится помнить о пределах своих возможностей, подавлять в себе остатки ностальгии и мыслить ясно, ставя актуальные вопросы выше личных отношений, концентрируясь на своих собственных интересах и оставляя образ империи все дальше позади себя», — пишет Тренин.
Разумеется, в случае с Молдавией так было далеко не всегда, и Наталия Отел Белан (Natalia Otel Belan), региональный директор по Европе и Евразии в Центре международного частного предпринимательства (Center for International Private Enterprise), указывает на «постоянное вмешательство России» в дела этой страны последние три десятилетия. «С самого начала Россия оказывала влияние на эту страну во многих отношениях, главным образом провоцируя „кризисы", которые затем она помогала „решать", — объяснила она в интервью bne IntelliNews. — Самым заметным примером является давний конфликт в Приднестровье. Россия использовала этот конфликт, чтобы непрерывно ставить под сомнение суверенитет Молдавии и расширять свое влияние в молдавских государственных институтах, законодательных органах власти и экономике, в результате чего мы получили слабое государство».
«В течение многих лет Россия использовала свое влияние на Молдавию, чтобы продвигать собственные интересы в регионе, в том числе в переговорах с Западом по другим вопросам, далеко не всегда связанным с Молдавией», — добавила Белан.
Однако она также отметила, что недавно «появились сигналы о так называемом потенциальном геополитическом консенсусе касательно Молдавии между Москвой, Брюсселем и Вашингтоном». Впервые такие сигналы появились после смены режима в июне 2019 года, когда Санду и Додон ненадолго объединили силы, чтобы свергнуть политика и бизнесмена Влада Плахотнюка, сумевшего захватить контроль над большинством ключевых институтов в Молдавии.
После минувших президентских выборов Россия, ко всеобщему удивлению, быстро смирилась с поражением кандидата, которому отдавала предпочтение. Президент Владимир Путин, который к тому моменту еще не поздравил американского избранного президента Джо Байдена с победой на выборах в начале ноября, отправил сердечную, хотя и не слишком красноречивую телеграмму Санду. «Рассчитываю, что Ваша деятельность во главе государства будет способствовать конструктивному развитию отношений между нашими странами. Это, несомненно, отвечало бы коренным интересам народов России и Молдовы», — говорилось в этой поздравительной телеграмме.
Многовекторная внешняя политика
Как пишет Тренин, спустя почти 30 лет независимости большинство бывших советских республик уже успели двинуться в своих собственных направлениях, в результате чего у Москвы осталось всего пять ключевых формальных союзников и партнеров, не считая Молдавию: это Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. «Более того, с момента обретения независимости от Москвы все номинальные союзники России проводят такую внешнюю политику, которую они с гордостью называют многовекторной», — продолжил Тренин.
Поскольку Казахстан — это большая и малонаселенная страна, обладающая значительными запасами ценных природных ресурсов, для него такие связи с Россией и Китаем поначалу были вопросом выживания. Но со временем Казахстан сумел развить отношения с такими далекими странами, как Соединенные Штаты, Канада, Соединенное Королевство, Франция, Германия, Индия, Турция, ОАЭ и другие, что позволило ему наладить новые торговые связи и увеличить свой дипломатический вес.
«Хотя в первые несколько лет после обретения независимости многовекторность была вынужденной стратегией, со временем она позволила Казахстану эффективно защищать свою независимость и налаживать отношения с крупными державами у его границ и по всему миру», — говорится в исследовании, посвященном этому вопросу, под названием «Между медведем и драконом: многовекторная политика Казахстана как образец стратегии для второстепенных держав» (Between the bear and the dragon: multivectorism in Kazakhstan as a model strategy for secondary powers), которое было опубликовано ранее в этом году.
Авторы этой работы утверждают, что Казахстан уже вышел за рамки «попыток подстраховать себя и избегать необходимости делать выбор между альянсами. Вместо этого в стратегическом смысле Казахстан демонстрирует склонность к „вовлечению" крупных держав в сложные взаимодействия и взаимовыгодные отношения посредством создания региональных институтов и выбора многосторонних подходов. Более того, эти связи с крупными державами не носят клиентелистский характер».
Подобно бывшему президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, который правил этой страной 30 лет, президент Сербии Александр Вучич тоже является мастером искусства балансирования благодаря своим «четырем столпам внешней политики». Как отметил сербский корреспондент bne IntelliNews, «давняя цель Сербии заключается в том, чтобы стать членом семьи Евросоюза, другом Соединенных Штатов, братом Китая и сыном России — и все это одновременно».
Такой подход сослужил хорошую службу и внутри страны, поскольку помог Сербской прогрессивной партии Вучича удержать на своей стороне правых и ультраправых, которые считают Россию главным союзником и защитником Сербии после потери Косово. В то же время стремление Сербской прогрессивной партии добиться вступления страны в Евросоюз обеспечивает ей поддержку широкого круга избирателей, что позволяет ей доминировать в парламенте и во внутренней политике в целом.
Тем не менее поиски и сохранение баланса — это непростая задача, и она будет становиться еще более сложной по мере того, как Сербия будет медленно, но верно продвигаться к вступлению в Евросоюз, — сербское правительство называет это своей задачей номер один. Сербия уже сталкивается с негативной реакцией каждый раз, когда пытается изменить баланс и немного сблизиться с одним из своих партнеров, подтверждением чему служат реакции, последовавшие за договоренностями, достигнутыми при посредничестве Соединенных Штатов на саммите Белграда и Приштины в Вашингтоне в сентябре.
Реакция Москвы оказалась крайне резкой, а официальная представительница Министерства иностранных дел России Мария Захарова опубликовала фотографию Вучича в Овальном кабинете, совмещенную с кадром из эротического фильма 1992 года «Основной инстинкт», в котором во время допроса героиня Шэрон Стоун перекрещивает ноги, — хорошо известным кадром, на котором многие мальчики-подростки останавливали воспроизведение кассеты на своих видеомагнитофонах, чтобы разглядеть, есть ли на героине нижнее белье или нет. (Стоит отметить, что позже Кремль принес извинения за эту публикацию, что бывает крайне редко.) Это соглашение также вызвало недовольство в Евросоюзе, потому что по его условиям обе страны должны были открыть свои посольства в Иерусалиме, и в Китае — из-за позиций по компании «Хуавэй».
Налаживание отношений с Россией
Между тем есть страны, которые гораздо прочнее закрепились внутри российской сферы влияния. Из тех пяти ключевых стран, о которых говорил Тренин, такими странами, вероятно, являются Армения и Белоруссия. Это значит, что даже когда там появляются политики, ориентированные на либеральную демократию и все западное, у них попросту нет другого выбора, кроме как оставаться на стороне России.
Когда в мае 2018 года в Ереване бушевали протесты «бархатной революции», колумнист bne IntelliNews Эмиль Авдалиани (Emil Avdaliani) указал на зависимость этой страны от России: «Ереван тесно связан с Москвой, и русские контролируют значительную часть стратегической инфраструктуры Армении… Армении трудно дистанцироваться от России, потому что эта страна зажата между двумя врагами — Турцией и Азербайджаном».
Когда стало ясно, что тогдашний президент Армении Серж Саргсян не сможет усмирить бархатную революцию, не прибегнув к жестоким разгонам протестующих (а он не был готов принимать подобные меры), российские чиновники наладили связь с Николом Пашиняном — бывшим журналистом, ставшим лидером протестного движения в Армении, — хотя он был именно таким лидером, которого Кремль не хотел бы видеть в своем ближнем зарубежье. В свою очередь, Пашинян поспешил заверить Москву, что у той революции не было никакой геополитической программы, и что под его руководством страна не станет вносить существенные изменения в свой внешнеполитический курс.
В этом году массовые протесты вспыхнули в Белоруссии. Причиной стала фальсификация результатов президентских выборов, которые прошли 9 августа. Неделя за неделей сотни тысяч белорусов выходили на улицы городов, чтобы заставить Александра Лукашенко признать поражение на выборах и покинуть президентский пост.
Как и Пашинян, Светлана Тихановская — соперница Лукашенко на выборах, которая, по мнению многих, сумела набрать большинство голосов на президентских выборах в Белоруссии, — постаралась заверить Москву, что продолжающиеся протесты ни в коем случае не направлены против России и за ними нет никакой геополитической программы.
«Ни на каком этапе это не было борьбой против России и, уверена, не станет таковой», — написала Тихановская в сообщении под названием «К России», которое она опубликовала на своем Телеграм-канале в сентябре. Она добавила, что «народы России и Белоруссии были всегда добрыми соседями и близкими друзьями», и что Белоруссия хочет поддерживать дружеские отношения со всеми своими соседями, сохраняя при этом свой суверенитет. Несмотря на это, Тихановская и другие известные лидеры белорусской оппозиции попали в список людей, разыскиваемых российской полицией.
Положение Молдавии мало чем отличается от положения Армении и Белоруссии, поскольку ей приходится поддерживать отношения с Россией — не только потому, что Россия является крупной региональной державой, но и потому что в восточной части Молдавии до сих пор находятся российские миротворческие силы.
«Майя Санду пообещала избирателям, что будет проводить „сбалансированную внешнюю политику", — сказал Денис Ченуша, эксперт из кишиневского аналитического центра Expert-Grup, в интервью bne IntelliNews, отметив, что это не то же самое, что „многовекторная" ориентация. — Ее позиция заключается в том, что Молдавия должна продолжить свою интеграцию в Евросоюз и сохранить свои конструктивные отношения с Москвой. Возможно, теперь уже будет недостаточно одной лишь доброжелательной России, которая пользовалась беззаветной геополитической верностью Игоря Додона».
Не дразните медведя
Попшой подробно рассказывает о планах Санду после выборов, отмечая, что помимо перестройки правовой системы с целью искоренения повсеместной коррупции она посвятит себя полномасштабной реализации условий соглашения об ассоциации с Евросоюзом, за которой последует более глубокая интеграция Молдавии в Евросоюз. Однако успех в достижении этих целей зависит от способности Санду добиться проведения досрочных выборов и формирования нового правительства, с которым она сможет работать.
Молдавские избиратели хотят видеть сбалансированную внешнюю политику, как сказал Попшой. «Подавляющее большинство избирателей стремятся к вступлению в Евросоюз — как показывают результаты опросов, сейчас их доля составляет почти 70%, — но одновременно с этим они не хотят, чтобы отношения с Россией испортились», — объяснил он.
В частности, молдавские избиратели не хотят видеть искусственно созданные конфликты с Россией, которые прежние лидеры специально провоцировали, чтобы продемонстрировать свой проевропейский уклон или отвлечь внимание западных лидеров от коррупции и захвата государства, убеждая их и дальше оказывать финансовую помощь Молдавии. Основными примерами в данном случае могут служить те самопровозглашенные прозападные правительства, которые контролировал Плахотнюк, представители которых провоцировали споры с Россией и разжигали соперничество с Додоном (по некоторым данным, на самом деле они тайно сотрудничали друг с другом, чтобы препятствовать росту настоящих оппозиционных партий, таких как партия Санду «Действие и солидарность»).
Комментируя отношения Молдавии с Россией, Попшой сказал: «Несомненно, между нами и Россией есть серьезные разногласия, но у нас есть и общие интересы, которые мы должны отстаивать: молдавские рабочие в России, молдавские граждане в Приднестровье, мы зависим от России в плане энергоресурсов. Поэтому нам нужен сбалансированный подход. Мы стремимся к интеграции в Евросоюз, но мы также хотим поддерживать хорошие экономические и политические отношения с Россией, потому что в конечном счете это в интересах молдавского народа».
За рамками геополитики
Поскольку война в Приднестровье осталась в прошлом, геополитическая позиция Молдавии тревожит ее граждан в гораздо меньшей степени, нежели множество других проблем, с которыми она сталкивается: бедность, низкий уровень жизни, отсутствие экономических возможностей внутри страны, спровоцировавшее массовую эмиграцию, а также пандемия коронавируса, — к настоящему моменту в Молдавии зафиксировано более 88 тысяч подтвержденных случаев заболевания при численности населения около 4 миллионов человек.
Результаты выборов показывают, что во втором туре Санду набрала подавляющее большинство голосов среди представителей молдавской диаспоры, которые выстроились в длинные очереди у пунктов для голосования в различных западных странах. Додон продемонстрировал более заметные успехи среди избирателей внутри страны, однако Санду, по всей видимости, сумела перетянуть на свою сторону часть базы Додона — пожилых, социально консервативных и ориентированных на Россию избирателей.
Многие молдаване попросту устали от геополитики, поэтому, по словам Попшоя, они решили «проголосовать своими карманами». «Геополитика все еще важна, но избиратели устали от геополитической борьбы, от чрезмерного упрощения истинного положения дел на местах и от искажений экономической реальности, — объяснил он. — Независимо от других факторов, если экономика чувствует себя хорошо, а зарплаты растут, люди вряд ли будут протестовать и свергать своих политиков. В результате пандемии covid-19 экономика пострадала, но даже без этого она находилась в плохом состоянии, и главную роль здесь сыграла коррупция». То, что Санду и ее партия позиционировали себя решительными борцами с коррупцией и сторонниками прозрачности действий государственных институтов, и привело ее к победе на выборах 15 ноября, уверен Попшой.
Аналитики согласны с тем, что коррупция остается важным вопросом спустя несколько лет после того, как огромные суммы денег были выведены из трех молдавских банков в рамках мошеннической схемы, за которую в конечном счете пришлось расплачиваться простым людям.
«Людей не слишком сильно заботят вопросы геополитики, если только они не связаны с европейской интеграцией, которая лежит в основе западной ориентации страны, — сказал Ченуша. — Если говорить о том, что больше всего заботит общественность — борьба с коррупцией или хорошие отношения с Россией, — в настоящий момент чаша весов перевешивает в пользу первого, потому что эта проблема является более актуальной и серьезной».
Сегодня помимо коррупции молдаван волнует множество других проблем. «Внешняя ориентация Молдавии — в сторону Запада или в сторону России — является основной причиной для глубокой поляризации в обществе. Но Майя Санду выстроила свою предвыборную кампанию на обещаниях решить проблемы, с которыми сталкиваются представители обеих групп в обществе, такие как бедность, распад семей из-за массовой эмиграции, коррупция, а также отсутствие доверия к судебной системе и всем государственным институтам», — отметила Белан.
«Но решить эти проблемы ради блага простых людей получится в том числе посредством сбалансированной внешней политики, которая будет продвигать молдавский экспорт, позволит сократить риски для иностранных инвесторов и привлечь финансовую помощь для реализации инфраструктурных и социальных программ. Именно этот объединяющий лейтмотив предвыборной кампании Санду нашел мощный отклик среди избирателей. Майя Санду действительно способна вывести Молдавию из многолетней изоляции и нормализовать отношения с Киевом, Бухарестом, Евросоюзом и международными финансовыми институтами».
Таким образом, перед Санду сейчас стоит трудная задача, к решению которой она сможет всерьез приступить, только если в Молдавии пройдут досрочные выборы и будет избран новый парламент, в котором большинство депутатов будут отдавать предпочтение реформам, а не защите собственных интересов. Несомненно, в Молдавии и дальше будут появляться политические деятели, которые будут пытаться вновь подлить масла в огонь, чтобы помешать проведению реформ, особенно в судебной системе, потому что эти реформы угрожают их интересам. Между тем новой администрации в Кишиневе придется аккуратно выстраивать отношения Молдавии с другими странами, чтобы они тоже не помешали проведению запланированных реформ.