Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Foreign Policy (США): результаты выборов в Молдавии – это удар по доминирующей роли России в регионе

Победа прозападного политика Майи Санду служит отражением того, что Путин теряет хватку в ближнем зарубежье России

Выборы президента Молдавии - ИноСМИ, 1920, 27.11.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Победа Майи Санду на президентских выборах в Молдавии, вероятно, «ошеломила» Путина, пишет Foreign Policy. Это наглядно демонстрирует то, что его попытки влиять на соседние страны все чаще терпят фиаско, уверен автор. Владимир Путин, продолжает он, уже не излучает такой уверенности, как во время «наглой аннексии Крыма».

Попытки президента Владимира Путина удержать непосредственных соседей России под своим влиянием терпят поражение: граждане Молдавии последовали примеру жителей Киргизии и Белоруссии, продемонстрировав в последние дни и месяцы, что они не намерены больше терпеть дискредитировавших себя пророссийских политиков.

Результаты выборов во всех этих трех государствах свидетельствуют о провале путинской политики поддержки союзных режимов в исторической сфере влияния России. Новые демократические силы в бывших коммунистических государствах, не торопящихся с преобразованиями, сопротивляются системе управляемой демократии, поддерживаемой российским лидером, — системе, состоящей из демократических элементов (парламента, многочисленных партий и выборов), но фактически прикрывающей собой диктатуру с бессменными авторитарными лидерами и их партиями, периодически переизбираемыми на голосовании и при манипуляциях СМИ.

Снижение способности Путина оказывать влияние на события, происходящие на периферии России, было особенно наглядно продемонстрировано в ходе недавнего возобновления нагорно-карабахского конфликта, когда он отказался поддержать своего близкого союзника — Армению — в противостоянии с Азербайджаном, сумев лишь добиться перемирия, при котором Армения была вынуждена пойти на территориальные уступки. Путин проявил осторожность, не только избегая конфронтации с поддерживающей Азербайджан Турцией, но и при поддержке армянского премьер-министра Никола Пашиняна, возглавившего бархатную революцию, в результате которой власти в стране лишилась прокремлевская республиканская партия.

Все это бесконечно далеко от того могущества и уверенности, которые излучал Путин в 2014 году, когда он нагло аннексировал Крым и позволил своим местным посредникам захватить значительную часть восточной Украины меньше чем через десять лет после аналогичной интервенции России в Грузию.

Он буднично отмахнулся от негодования Запада в связи с обеими военными кампаниями, представ перед населением своей страны в образе отважного защитника российских интересов в ближнем зарубежье.

Теперь, столкнувшись с трудностями при попытках затормозить экономический спад и взять под контроль набирающую обороты пандемию, а также с падением рейтинга одобрения, Путин кажется уже не таким уверенным с своих силах, как прежде. Результаты выборов в Молдавии, прошедшие ранее в ноябре, дадут Кремлю очередное основание проанализировать, почему и в чем именно его давние, но все более неудачные, неоимперские амбиции терпят фиаско.

Его ближайшее окружение, очевидно, было убеждено, что Игорь Додон — свой человек в маленькой, но стратегически важной Молдавии — одержит победу на президентских выборах после всей финансовой и административной поддержки, которую он получил в ходе кампании. Москва, вероятно, рассчитывала на повторение президентских выборов 2016 года, когда Россия, как считается, помогла Додону одержать победу.

Однако вызывавший раскол в обществе прокремлевский Додон проиграл Майе Санду, страстной стороннице реформ, ориентирующейся на Запад и стремящейся ускорить интеграцию своей страны в Европейский союз. Путин поздравил ее, но, по всей вероятности, ошеломлен ее успехом, который, как представляется, отражает важный сдвиг в общественных настроениях. В стране, где политики часто используют геополитические трения, это свидетельствует о том, что многие молдаване устали не только от распространения антизападных страхов, но и от ожесточенной критики в адрес России.

Кроме того, молдаване начали ценить Запад за блага, которые он олицетворяет, — в частности, достойное образование, честные выборы и нетерпимость к коррупции, — а не в качестве заслонки от российских танков. Этот очевидный сдвиг в восприятии будет вызывать беспокойство Путина, при этом молдаване, испытывающие симпатии к России, до сих пор представляют существенную электоральную силу, которую он может мобилизовать в случае необходимости.

Поэтому в то время как победа Санду служит подтверждением ослабления хватки России, тем не менее ее тень все равно продолжает нависать над страной, часть которой — сепаратистская республика Приднестровье, была оккупирована российскими войсками еще с момента получения независимости от Советского Союза в начале 1990-х годов.

Российские войска изначально были развернуты там в качестве миротворцев, а Москва так и осталась ключевым источником финансовой помощи Приднестровью. Вскоре после аннексии Крыма приднестровские чиновники обратились к Кремлю с просьбой либо интегрировать регион в состав России, либо признать его суверенным государством. Москва «обратила внимание» на эти призывы, и территория, очевидно, до сих пор остается стратегической картой, которую Кремль может разыграть в любой удобный для него момент.

Россия потерпела неудачу в Молдавии через несколько месяцев после того, как другой союзник Путина, соратник-диктатор Александр Лукашенко, одержал триумф в сфальсифицированных, по мнению большинства, президентских выборах в Белоруссии, послуживших поводом для начала массовых протестов, в которых приняли участие белорусы, не желающие более терпеть политическую коррупцию и авторитарное правление.

До голосования отношения между Путиным и Лукашенко были прохладными, в значительной степени из-за опасений Белоруссии, продиктованных очевидным стремлением российского лидера интегрировать ее в состав Российской Федерации. Это подтолкнуло Лукашенко к заигрыванию с Западом, и процесс сближения был подорван ходом выборов и последующими репрессивными мерами против протестующих, за которыми последовал шквал международных санкций.

Предостерегая от санкций, Россия, по некоторым данным, по просьбе Лукашенко, сформировала специальное подразделение, которое должно было быть развернуто в Белоруссии в случае необходимости. Этим и ограничилась ее помощь, оказанная белорусскому лидеру. Путин, возможно, рассчитывал, что ослабленный, находящийся в уязвимом положении Лукашенко пойдет на сближение с Москвой. Тем не менее очевидно, что набирающая обороты оппозиция Белоруссии, отказавшаяся поддаваться на жестокие попытки государства запугать и сокрушить их протесты, не успокоится, пока Лукашенко не уйдет.

На южном фланге России политическая фортуна была к Путину ненамного благосклоннее. Москва располагает военной базой в Киргизии, и сохранение сговорчивого правительства в Бишкеке имеет для нее первостепенное значение. Беда в том, что страна оказалась очень нестабильна в политическом отношении: за последние 15 лет здесь были свержены три президента. В результате последнего восстания в октябре из-за подозрений в фальсификациях в ходе президентских выборов от власти был вынужден отречься прокремлевский президент Сооронбай Жээнбеков.