Хамид Зафар (Hamid Zafar), известный как «Директор Хамид», — один из ведущих участников шведских дебатов по вопросам образования и интеграции. Хамид Зафар руководит образовательной работой, он авторитетный общественный деятель и независимый эксперт комиссии по интеграции при партии «Умеренных».
Расследование Dagens Nyheter обнаружило, что с 2011 по 2015 год он под псевдонимом писал оскорбления в адрес евреев и гомосексуалов.
«Кто без греха, пусть первый бросит камень», — говорит сам Хамид Зафар.
Хамид Зафар за очень короткий срок стал одним из ведущих голосов в шведских дебатах о школе. История о том, как, став директором, он кардинально изменил ситуацию в школе Шумила (Sjumilaskolan) в пригороде Гётеборга Бископсгорден, заставила и политиков, и журналистов прислушиваться к нему. В 2018 году газета Fokus присудила ему титул «Швед года», в 2019 он выступал на «Шведском радио» и в том же году стал независимым экспертом комиссии по интеграции при партии «Умеренных».
Хамид Зафар, который сегодня возглавляет работу по вопросам детей и образования в Муллшё, очень активен в социальных сетях и часто комментирует новости и политические решения. Также он в качестве приглашенного автора пишет статьи для передовицы Göteborgs-Postens, и у него регулярно берут интервью или просто упоминают о нем другие газеты, в том числе Dagens Nyheter.
Но, как свидетельствует расследование Dagens Nyheter, под прикрытием псевдонима Хамад Зафар транслировал совсем другие взгляды. Он занимался этим с 2011 года, когда уже был сотрудником Школьной инспекции, и вплоть до того, как стал директором школы в 2016 году.
В Твиттере Хамид Зафар пользовался псевдонимом «Микаэль Хаким». После того как Dagens Nyheter связалась с Зафаром, аккаунт был удален, но с 2011 по 2015 год им постоянно пользовались, чтобы нападать на тех, кого Зафар называет «сионистами».
В июле 2015 года он назвал человека, чей аккаунт уже заблокирован, «сионистским ослом» и «сионистским псом». В том же году он окрестил главу Human Rights Watch Кеннета Рота (Kenneth Roth) «мистером Ротшильдом», после того как тот раскритиковал смертельную атаку на лидера сирийских повстанцев: «Вы фанат террористов, мистер Ротшильд?»
Как говорит Шведский комитет по борьбе с антисемитизмом, антисемиты уже не первую сотню лет используют «семейство Ротшильдов» в качестве символа якобы существующего глобального еврейского заговора.
Пост был написан, когда Хамид Зафар исполнял обязанности директора начальной школы в Гётеборге.
Первый пост в Твиттере был грубее. В июле 2011 года он обсуждал с представителем «Шведских демократов» Кентом Экеротом (Kent Ekeroth), насколько вероятно, что преступник с Утёйи (Андерс Брейвик — прим. перев.) и правоэкстремистский блогер Фьордман (Fjordman) — одно лицо.
«Так что, увидим мы, как ты на своих поганых жидовских коленях выпрашиваешь прощения за то, что был фанатом блога убийцы?» — написал Зафар.
Под именем «Микаэль Хаким» Хамид Зафар также активно комментировал на правоэкстремистском сайте Nationell, работа которого приостановлена. В докладе 2013 года Государственный совет по СМИ написал: «Для Nationell.nu характерна откровенная антисемитская риторика, на этом ресурсе много статей, транслирующих классические антисемитские представления о еврейских заговорах и власти. Там есть специальный раздел, посвященный „Еврейскому вопросу"».
Расследование Dagens Nyheter обнаружило, что за 2012 год Хамид Зафар комментировал там статьи минимум семь раз. Например, в одном из комментариев он пишет: «Крэмер — классическое для европейских евреев имя, и значит оно как раз „торгаш". Другое еврейское имя того же звучания — Лёйгнер (лжец)».
Под другой публикацией, повествующей, как расисты в России убивают мигрантов, он написал: «Не следует ли их скинам в первую очередь бросаться на всех этих еврейских олигархов, которые прикарманили всю российскую промышленность, вместо того чтобы атаковать бедных китайцев, торгующих фруктами в обычных ларьках?»
Хамид Зафар был активным пользователем форума Flashback, где писал под ником RebeL9. В феврале 2016 года, когда Зафар уже был директором школы в Гётеборге, в которой училось множество только что приехавших в Швецию детей, он написал в ветке, посвященной убийству в убежище для мигрантов: «И GM [преступник] и BO [жертва] — хазарейцы. Ну, знаете, эти монголы, которые утверждают, что им по 13-15 лет, а самим — по 25-30». К этому комментарию он приложил картинку, высмеивающую одиноких детей-мигрантов.
Будучи директором, он также распространял информацию о 8-летнем мальчике, которого ночью убило гранатой в Бископсгордене. «BO не ребенок из этой семьи, а лишь близкий родственник. Он вообще не из Гётеборга».
Когда другой пользователь попросил доказательств, Зафар ответил только: «Сами увидите». Лишь через несколько часов шведские и британские СМИ сообщили, что мальчик — из Бирмингема.
Также с 2011 по 2013 год Хамид Зафар вел блог Mikael Hakim, где в первую очередь обсуждались разные общественные и религиозные вопросы и постоянно звучала критика в адрес фундаменталистского ваххабизма. Но также он писал о евреях и гомосексуалах в церкви.
В мае 2011 года Хамид Зафар написал о книге «Об этом вам нужно рассказывать» (Om detta må ni berätta). Книга повествует о Холокосте, и ее бесплатно раздавали всем ученикам старших классов по инициативе правительства Йорана Перссона (Göran Persson). Согласно посту Зафара, это была лишь попытка «сиониста Йорана Перссона» подлизаться к Израилю:
«Цель книги — спровоцировать своего рода коллективный психоз, скармливая школьникам информацию о том, каким ужасным был Холокост».
На момент публикации поста Зафар уже занимался расследованиями в Школьной инспекции.
В январе 2013 года он написал в блоге, что «шведская церковь все глубже погружается в трясину ЛГБТ». В посте он процитировал библейское послание Павла, в котором осуждается «содомия», и поиздевался над «Библией для квиров» и алтарной картиной для гомосексуалов. «Нет больше ничего святого в Шведской церкви», — написал Хамид Зафар, которые раньше преподавал в гимназии историю и религиоведение.
В 2015 году, будучи исполняющим обязанности директора, он вернулся к этому вопросу во время спора в Твиттере. «Говорит тот, у кого в церкви геи венчают геев во имя Иисуса Христа. Ха-ха». И обратился к собеседнику: «А что скажет твой Господь по поводу благословления содомитов в его церкви?»
В беседе с Dagens Nyheter Хамид Зафар сказал, что посты и комментарии 2011-2015 годов в основном писались в тот период его жизни, когда он был еще молод и искал себя. Связаны они, по его словам, с фрустрацией из-за вторжения США в Афганистан в 2001 году, в Ирак в 2003 году и из-за арабской весны в 2011 году.
«Это был революционный период, когда я испытал разочарование, видя, как сильные государства набрасываются на слабые». «Отчасти это также был период, когда я пытался определиться со своей политической позицией по разным вопросам. А также искал объяснения, почему мир политически устроен именно так. Сейчас, постфактум, я хорошо понимаю, что это был очень деструктивный период. И моя картина мира была не только деструктивной, но и довольно плоской и сильно упрощенной. Я уже давно отказался от нее и оставил все это позади», — сказал он.
Когда писались посты про евреев и сионистов, Хамиду Зафару было от 28 до 33 лет. Сначала он работал в Школьной инспекции, потом был исполняющим обязанности директора и заместителем директора. Он утверждает, что выражаемые им в интернете мнения никак не влияли на его работу и не отражались на его личности.
«Думаю, что у многих подобные взгляды, но они просто никак их не высказывают — ни письменно, ни как-то иначе. В моем случае они нашли выражение в интернете. Вот и вся разница».
Dagens Nyheter: Вы полагаете, что и многие другие директоры школ имеют взгляды, связанные с «сионистскими ослами», «сионистскими псами» и содомитами в церкви?
Хамид Зафар: А вы считаете, что директор — это настолько возвышенная и социально значимая профессия, что дает иммунитет от подобных взглядов?
Также он утверждает, что статистически должны существовать и директоры с учителями, симпатизирующие нацистскому «Северному движению сопротивления».
«Кто без греха, пусть первый бросит камень».
— Вы сейчас руководите отделом в муниципалитете. Как бы вы отреагировали, если бы директор школы в Муллшё написал нечто подобное?
— Я бы с ним провел беседу, конечно.
— Может ли человек иметь подобные взгляды и при этом подходить на должность директора?
— Нет, я считаю, что с человеком надо поговорить и выяснить, с чем все это связано. А еще, конечно, важно, что именно человек высказывает публично.
По словам Хамида Зафара, его посты и комментарии о евреях и сионистах — результат того, что он ранее вращался в левых кругах, которые стремились объяснить происходящее в Швеции и в мире американской и израильской внешней политикой.
Именно это заставило его писать комментарии на правоэкстремистском сайте Nationell в 2012 году, говорит он.
— У нас полно тех, кто критикует Израиль, но при этом не пишет на правоэкстремистских сайтах, что русские расисты должны в первую очередь нападать на еврейских олигархов.
— Нет, я это понимаю. Но я все же имею в виду, что это проявление попыток найти общего врага, на которого можно напасть, это грубое и упрощенное объяснение, основанное на предрассудках. Это свойственно и другим движениям, которые объясняют мировые проблемы и мировую политику простым и удобным для себя способом.
Он говорит, что путал легитимную критику в адрес государства Израиль с обвинениями в адрес всех евреев.
Что же касается поста о гомосексуалах в церкви, Зафар утверждает, что и эту точку зрения пересмотрел, и она никак не сказалась на его профессиональной работе в качестве учителя религиоведения или директора.
«Я об этом уже раньше вам говорил. В тот период жизни у меня были консервативные взгляды на общественные ценности».
В 2016 году, будучи директором в школе Шумила в Гётеборге, он написал на форуме Flashback об убийстве в убежище для мигрантов, указав, что и преступник, и жертва были хазарейцами. «Ну, знаете, эти монголы, которые утверждают, что им по 13-15 лет, а самим — по 25-30».
Он не считает, что как директор не должен был писать таких постов.
«Я выразился очень небрежно, но смысл был в том, что большинство из них называют неправильный возраст», — сказал он, сославшись на статью в Expressen.
«Я получил об этом смс из центра для беженцев».
— Это потому, что вы были директором?
— Да, именно, думаю, как раз поэтому.
— И вот вы благодаря положению директора располагаете информацией, которая еще не является достоянием общественности, а потом идете и распространяете ее под вымышленным именем на Flashback. Вы считаете, это нормально?
— Я твердо убежден, что в этом нет ничего странного. Об этом знали в большинстве бископсгорденских центров для беженцев. А потом еще можно и порассуждать, получил ли я эту информацию именно потому, что был директором. Я бы так не сказал — возможно, это случилось потому, что я просто находился в Бископсгордене.
Когда осенью 2015 года Хамид Зафар стал директором школы, блог закрылся. Аккаунт в Твиттере был удален, после того как Dagens Nyheter связалась с Зафаром, но к тому времени в нем и так уже писали все менее активно. Последняя публикация была в мае 2019 года.
Как мы провели расследование
Dagens Nyheter с помощью нескольких открытых источников в интернете смогла связать личность Хамида Зафара с его аккаунтом на Flashback и с псевдонимом «Микаэль Хаким», а также с блогом под этим именем и с комментариями на Nationell. Имя Микаэля Хакима взято из книги финского писателя Мики Валтариса (Mika Waltaris), которого Хамид Зафар неоднократно хвалил.
Кроме того, в тот же период он под тем же ником писал аналогичные вещи в Твиттере, использовал собственную фотографию для оформления аккаунта Микаэля Хакима на платформе Disqus, несколько раз ссылался на его блог в своем официальном аккаунте в Фейсбуке и на Nationell. Ник RebeL9, использовавшийся на Flashback — псевдоним Хамида Зафара в период, когда он занимался музыкой.