В книге и в интервью российскому журналу Оксана Шалыгина говорит о насилии со стороны художника Петра Павленского, который во Франции известен тем, что разрушил карьеру Бенжамена Гриво. (Бенжамен Гриво — бывший кандидат в мэры Парижа от партии президента Макрона. Разместив в сети секс-материалы об отношениях женатого политика с подругой самого Павленского, «русский художник» вынудил Гриво снять свою кандидатуру — прим. ред.).
Шокирующая книга Шалыгиной вышла в России в конце октября, но осталась незамеченной во Франции. Она рисует страшный портрет художника-акциониста Петра Павленского. Этот свободный творец вынудил Бенжамена Гриво (Benjamin Griveaux) снять свою кандидатуру с выборной гонки за пост мэра Парижа, а также оказался замешан в скандале с новогодней вечеринкой в престижном районе французской столицы, во время которой Павленский поранил знакомого ножом. Автором книги стала никто иная, как бывшая сожительница Павленского Оксана Шалыгина. 41-летняя женщина рассказала журналу Wonderzine об их отношениях, которые были пропитаны манипулированием и насилием.
«Это было пыткой»
Оксана Шалыгина прожила не один год с активистом, с которым у них есть две дочери. Когда Павленский уехал из России во Францию в 2017 году, она последовала за ним. Как и в Москве, она участвовала в Париже в его перформансах. В 2019 году суд вынес им обоим обвинительный приговор за один из этих перформансов — поджог здания Банка Франции. Но пара рассталась еще раньше, в ноябре 2018-го года. Оксана взялась за перо. «То, что было во Франции, — это запредельный уровень жестокости. Это были не просто бытовые избиения — нет, это хуже. Это было уже пыткой, это можно сравнить с концентрационным лагерем по экстремальности», — утверждает она.
В частности, она упоминает период, когда они с Петром жили в качестве незаконных захватчиков помещений (сквоттеров) в XIX-м округе Парижа: «К этому моменту он уже сильно меня избивал. Я помню, у меня реально было черное тело, низ тела был черного цвета, ноги и все остальное — все было черное. Дышать было больно, возникало ощущение, что он мне пару ребер сломал. Был период, когда он бил меня каждый день». Шалыгина также рассказывает о «садистских изнасилованиях» и психологическом контроле. «Когда ты полностью лишаешь человека воли, дальше тебе достаточно просто определенным образом на него посмотреть. И ты его уже контролируешь, он тебе сразу покоряется. Ты (Павленский — прим. ред.) приходишь и говоришь, что этот человек (Шалыгина — прим. ред.) должен сделать. И этот человек делает то, что тебе нужно. Я не могла сказать „Нет!" Но и уйти я тоже не могла».
Оксана Шалыгина подтверждает, что долгое время разделяла художественные убеждения Павленского, для внешнего мира они создавали впечатление идеальной пары. По ее собственному признанию, «о садизме в сквоте никто не знал». Кроме того, Павленский вел себя безупречно с детьми: «Он никогда не трогал девочек, он был любящим отцом. С ними у него было бесконечное терпение. Он мог долго объяснять, бесконечно водить их куда-то, рассказывать. Со мной все было иначе».
По требованию потерпевших, эта книга Шалыгиной стала свидетельством, которое теперь передано следователям, рассматривающим поведение российского художника на новогодней вечеринке. Павленский тогда ввязался в потасовку и ранил трех человек, пустив в ход нож. Его самого тогда ударили бутылкой по голове. Следователь может пересмотреть дело с учетом новых фактов.