По мнению президента Эстонии, страны Балтии сегодня находятся в более безопасном положении и лучше защищены, чем это было в тот период, когда Россия аннексировала Крым в 2014 году. Эта благотворная ситуация сложилась потому, что Европа пробудилась и осознала необходимость быть «напористой» в отношениях с Москвой. Вот что сказала Керсти Кальюлайд в интервью газете Financial Times: «Европейские страны коллективно осознают то, что во время холодной войны наши региональные риски соответствовали глобальным озабоченностям. А причиной наших страхов была Россия. Но сегодня Россия — это экономика, которая становится все меньше и меньше, да и демографическая ситуация в этой стране плохая. А нам нужно быть напористыми и обладать способностью самим справляться с нашими региональными рисками. Конечно же, при постоянной поддержке со стороны наших трансатлантических связей».
Г-жа Кальюлайд считает, что в течение последних десятилетий «время двигалось вперед», и Соединенные Штаты поступают правильно, уделяя больше внимания Китаю и тому, как «он планирует использовать свою экономическую силу в геополитических играх». По ее словам, европейские страны «осознали эту тенденцию», и благодаря этому — а также благодаря президенту США Дональду Трампу — они увеличили военные расходы внутри НАТО на 100 миллиардов долларов. Присутствие 1000 солдат НАТО в Эстонии и 4000 в Латвии, Литве и Польше позволяет всем членам этого альянса получить более полное представление о ситуации в области безопасности в Балтийском регионе, а также о том, что может произойти в случае любой агрессии. «Наличие военных ботинок на нашей земле привело к тому, что все члены НАТО стали более внимательно относиться к вопросу, как этим солдатам реагировать на возникающие риски. И поэтому мы теперь значительно лучше подготовлены даже в нашем политическом мышлении к обеспечению безопасности на северо-восточном фланге НАТО… Честно говоря, мы чувствуем себя в безопасности», — подчеркнула г-жа Кальюлайд в интервью во время своего визита в Норвегию. Ее комментарии прозвучали диссонансом на фоне растущей озабоченности у некоторых государств этого региона, в том числе Швеции, относительно намерений России.
Слова главы эстонского государства выделялись и на фоне более широких дебатов о том, как лучше защитить европейский континент с учетом того, что Соединенные Штаты все больше внимания обращают на Китай, а Европу предоставили самой себе.
Президент Франции Эмманюэль Макрон продвигает идею о том, что Европа должна стремиться к суверенитету в вопросах обороны, тогда как другие европейские руководители считают, что Соединенные Штаты, будучи главной военной силой в НАТО, все еще имеют решающее значение для безопасности европейского континента. Самым значительным шагом НАТО стала реализация программы Расширенного передового присутствия (Enhanced Forward Presence), в которой принимают участие боевые формирования под руководством Соединенного Королевства, Канады, Германии и Соединенных Штатов, размещенные на территории четырех стран Балтии и Польши, и все это является свидетельством их обязательств относительно обеспечения коллективной безопасности альянса.
Швеция недавно вызвала удивление в Балтийском регионе тем, что повысила боеготовность своих вооруженных сил до самого высокого уровня с 1991 года, с момента неудавшегося государственного переворота, направленного против советского президента Михаила Горбачева. Кроме того, руководители вооруженных сил этой страны Северной Европы сообщили о такой активности в Балтийском море, «какой мы не наблюдали со времени окончания холодной войны». После нападения России на Грузию в 2008 году Эстония вместе с Латвией и Литвой постоянно предупреждают другие западные страны о возможной агрессии со стороны России. Международная репутация Эстонии укрепляется за счет эффективного использования цифрового управления государства, а также за счет «призовых» результатов в области образования в Европе, что позволяет этой стране с населением всего в 1,3 миллиона иметь значительное влияние. Однако в течение последних 18 месяцев ее репутация подвергается испытанию из-за включения крайне правой партии Ekre в состав коалиционного правительства. Очень большую проблему создают высказывания министров из числа членов Ekre в адрес девушки, ставшей премьер-министром Финляндии. Звучат от них и оскорбления в адрес других женщин, а также геев. Совсем недавно министр внутренних дел и член партии Ekre был вынужден подать в отставку после того, как он и его сын — сын продолжает оставаться министром финансов — назвали коррумпированным избранного президента Соединенных Штатов Джо Байдена.
По словам г-жи Кальюлайд, в Эстонии существует «конфликт по поводу ценностей», и она не согласна с тем, что министры из состава партии Ekre говорят о женщинах, представителях меньшинств, а также о либеральных демократических ценностях. «Мы не может отгородить себя (от этого). Это не только слова, они и думают так же. Мы должны попытаться переубедить их, как бы отвратительно это ни выглядело извне. Нам не следует пытаться это скрыть… Лично я не могу изменить правительство, потому что у нас парламентская демократия. Но это не означает, что я должна молчать», — добавила она. Г-жа Кальюлайд также считает, что популистские партии предлагают «простые, но неверные решения». Тем не менее она великодушно отказывается осудить людей, которые голосуют за представителей подобных группировок. Это происходит потому, что многие эстонцы ничего не получили от нынешней экономической модели, а ее результаты вызывают у представителей разных поколений ощущение безнадежности и неравенства. «Заинтересованы ли все эти партии в преодолении существующего разрыва? У меня есть сомнения на этот счет», — сказала она. И добавила: «Нужно спокойно проанализировать причины этого, а не обвинять популизм. Мы не проявляем заботы о некоторых частях общества, и нужно это признать».