Киев рассчитывает на эффективное воплощение трех приоритетов, определенных кампанией Джо Байдена на украинском направлении, и надеется, что новая американская администрация учтет ожидания украинской стороны.
Центр «Новая Европа» собрал перспективы относительно политики Вашингтона от представителей украинской власти, аналитических центров и гражданского общества.
Их можно условно разбить на три группы.
1. Украина как приоритетный вопрос и «наследие» для Джо Байдена
На Украине ожидают, что «украинское досье» станет одним из приоритетов внешней политики администрации Байдена и, в конце концов, сможет фигурировать как важный элемент его «президентского наследия» (legacy) — так на Западе называют достижение, благодаря которому руководитель государства остается в истории.
Как сделать так, чтобы это наследие стало положительным?
Для этой цели мы бы предложили рассмотреть разработку своеобразного украинско-американского плана действий на время первого срока Байдена с ключевыми задачами двустороннего партнерства и прочерченными путями их достижения.
Более устойчивое украинско-американское партнерство требует более слаженного институционального сотрудничества двух стран на разных уровнях. Кулуарная дипломатия и политика противоречивых сигналов должны остаться в прошлом.
А у комиссии стратегического партнерства Украина-США должна появиться возможность обсуждать даже самые чувствительные аспекты отношений.
В восприятии украинского общества США остаются главным союзником Украины.
На Украине одним из самых больших разочарований в отношении администрации Обамы стал тот факт, что за два президентских срока он так и не нашел возможности посетить Украину с визитом.
Поэтому визит Джо Байдена на Украину в первый год его президентства будет важным сигналом по поддержке украинского народа. Приглашение украинского руководства в Белый дом однозначно станет мотивационным элементом к усилению стратегического партнерства и реализации программы реформ.
2. Без безопасности Украины нет безопасности Европы
Украина заинтересована в возобновлении тесного и доверительного трансатлантического сотрудничества, эффективного взаимодействия США с европейскими партнерами, а также в усилении роли и влияния Соединенных Штатов в международных организациях — в частности, НАТО, G7, ООН, а также МВФ.
«Европа единая, свободная и находящаяся в мире», над развитием которой работали США на протяжении последних полвека, невозможна без завершения войны России против Украины.
Вклад Соединенных Штатов в завершение этой войны может быть весомым, если взаимодействие с российским руководством со стороны Вашингтона будет происходить на основе предпосылок решения вопросов по Донбассу.
Первым шагом должно было бы стать назначение спецпредставителя в вопросам переговоров по Донбассу, то есть создание должности, похожей на ту, которую до 2019 года занимал Курт Волкер.
«Крымская декларация», распространенная в 2018 году госсекретарем Майком Помпео, при администрации Байдена могла бы приобрести дополнительный вес из-за ее дополнения декларацией по Донбассу с закрепленными позициями, из которых исходят США в вопросах решения конфликта на востоке Украины.
В сфере диалога приоритетными являются продолжение подготовки и проведение военных учений, реформирование украинских аспектов безопасности и оборонных институтов по стандартам НАТО, инвестиции в украинский ВПК, совместное оборонное производство.
Киев рассчитывает на существенное увеличение военной поддержки Украины со стороны США (до уровня одного миллиарда долларов).
Среди насущных потребностей Украины — создание развитой системы ПВО, оснащенной разведывательными дронами, современными средствами связи и радиоэлектронной борьбы, развитие Военно-морских сил и Сил специальных операций ВС Украины. Необходимо обеспечить участие Украины в программе международных оборонных продаж Пентагона.
Украина и в дальнейшем намерена выступать не только как потребитель, но и как контрибьютер безопасности. Практический опыт Украины в ведении гибридной войны, участие в миротворческих операциях и миссиях НАТО — элементы этого вклада.
Россия является источником внутренней дестабилизации как для Украины, так и для США. Поэтому при нынешней агрессивной политике РФ должна состояться не перезагрузка отношений с США, а перезагрузка санкций (sanctionsreset): санкции должны затрагивать интересы не только отдельных представителей путинского режима, но и их семей и определенные секторы экономики.
Евроатлантическая интеграция Украины отвечает интересам как Украины, так и Соединенных Штатов.
Украина рассчитывает на поддержку со стороны США плана действий по членству в НАТО (ПДЧ) в течение следующих трех лет.
При невозможности получить членство в НАТО в краткосрочной перспективе в украинской столице приветствовали бы двусторонние договоренности по безопасности с США (обновление Хартии о стратегическом партнерстве, предоставление статуса главного союзника вне НАТО).
Присутствие США в Черноморском регионе могло бы быть усиленным за счет не только участия в совместных военных учениях, но и возможного запуска учебных миссий США (или НАТО) в регионе. Политическая поддержка США нужна Украине для приведения статуса Азовского моря в соответствие с Конвенцией ООН по международному морскому праву 1982 года, поскольку нынешний статус внутреннего моря двух государств был навязан Украине под давлением РФ в 2003 году, что создало односторонние преимущества для России и серьезные риски безопасности для Украины.
Украина заинтересована в постоянном диалоге с США относительно угроз безопасности, которые несет милитаризация Крыма, включая техническую возможность размещения Россией на территории полуострова элементов ядерного оружия.
Также, понимая важность вопроса ядерного разоружения для мировой безопасности, Киев рассчитывает на предметный диалог относительно обязательств, предусмотренных гарантиями безопасности в рамках Будапештского меморандума, на которые может рассчитывать Украина (а в будущем и другие страны, которые уже следуют или решат пойти по пути ядерного разоружения).
Украина заинтересована в продолжении последовательной политики со стороны США в вопросе окончательного прекращения проекта «Северный поток-2» на Балтике, а также выступает за такую же последовательную и твердую позицию Соединенных Штатов в вопросе «Турецкого потока» в Черном море. Блокировка подобных проектов Кремля, а также ограничения на покупку российской нефти и газа могли бы выработать дополнительный санкционный пакет для принуждения РФ к освобождению оккупированных территорий Украины, Грузии и ликвидации военного присутствия в Молдове.
3. Украина — лидер демократических преобразований в регионе
Украина — едва ли не единственная страна мира, которая находится под продолжающейся внешней агрессией и одновременно развивает демократию и борется с коррупцией.
Эта уникальная особенность дает, на наш взгляд, основания для приглашения Украины — как на уровне политического руководства, так и гражданского общества — на глобальный саммит демократий, инициированный Джо Байденом во время президентской кампании.
В рамках подготовки к этому саммиту Украина также могла бы организовать региональный Саммит демократий, на котором были бы выработаны идеи и предложения демократических стран нашего региона в преддверии глобального саммита.
Украина остается трендсеттером демократических процессов на постсоветском пространстве.
Поэтому в Вашингтоне должны осознавать, что от успеха или поражения Украины во многом зависит направление развития других стран региона, в том числе и России. Влияние Украины на демократизацию Россию выше, чем любой другой страны мира.
Украина заинтересована в активном содействии США по продолжению антикоррупционных реформ, начатых вовремя вицепрезидентства Джо Байдена, с учетом уроков, полученных на протяжении последних шести лет.
Еще надеемся на такие шаги администрации Байдена, как отмена американских виз и введение персональных санкций против лиц, которые атакуют реформы в сфере антикоррупции и верховенства права, а также подрывают независимость антикоррупционных институтов, в том числе НАБУ, САП, Высшего антикоррупционного суда.
Важным вкладом Вашингтона будет также твердая позиция в вопросе деолигархизации, без разделения на «хороших» и «плохих» олигархов.
Учитывая усиление акцента нынешней украинской власти на экономическую дипломатию, Украина заинтересована в снятии пошлин, введенных при администрации Трампа, на украинскую продукцию из стали и алюминия (25% и 10% соответственно), и в полноценном возвращении Украины к льготной генерализированной системы преференций.