Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил о намерении пожаловаться в НАТО на действия Украины по отношению к закарпатским венграм.
Так глава венгерского внешнеполитического ведомства отреагировал на недавние обыски в одной из венгерских благотворительных организаций — по сообщениям источников, в Обществе венгерской культуры Закарпатья и на квартире у председателя этой организации и Партии венгров Украины Василия Брензовича. СБУ подозревает организацию в деятельности, направленной на подрыв государственного суверенитета Украины.
И это — уже не история с языком образования в венгерских школах страны, не вмешательство венгерских политиков в избирательную кампанию на местных выборах на Украине. Это — самый серьезный кризис в венгерско-украинских отношениях последних лет. При этом Дональда Трампа, который мог бы удержать венгерского премьера Виктора Орбана от решительных действий, уже фактически нет. А Владимир Путин есть.
Не буду сейчас вдаваться в подлинные причины того, что произошло — только следствие покажет, насколько обоснованы были подозрения СБУ. Этот текст о другом — о взаимоотношениях Киева и Будапешта.
Накануне избрания Владимира Зеленского президентом страны у многих политиков в соседних странах — и у многих наших соотечественников, сторонников новой власти — возникли иллюзии, что все проблемы из-за неправильной внешней политики Петра Порошенко. Это Порошенко не может договориться с Путиным. Это Порошенко и «националисты» во власти раздражают Орбана. Это Порошенко не понимает тревог Дуды и Качиньского! Стоит только сменить власть, как проблемы исчезнут сами собой.
Хочется спросить: и как, исчезли? Разве не очевидно, что сохранение присутствия российских войск на украинской территории — одна из главных политических задач Владимира Путина, что позволяет ему сохранять влияние на украинскую политическую ситуацию и оказывать давление на Киев? Разве не очевидно, что педалирование проблем венгерских этнических меньшинств — одно из главных направлений политики правительства Виктор Орбана, позволяющее сохранять власть и демонстрировать наличие собственных интересов в Евросоюзе и НАТО? О совпадении интересов Орбана и Путина я уже и не упоминаю. Разве не очевидно, что отношение польских консерваторов к политике исторической памяти — важный инструмент мобилизации их электората и, в конечном счете, сохранения власти.
И оказывается, что дело не в Порошенко и не в Зеленском. А в том, что у наших соседей есть свои собственные интересы, которые не совпадают с нашими. Другое дело, что отношение к Украине России, Венгрии и Польши нельзя даже и сравнивать. Российский режим — откровенный враг Украины. Польша и Венгрия — наши партнеры. Но даже в отношениях с партнерами существует временами критическое несовпадение интересов: достаточно посмотреть на отношения двух членов НАТО, Греции и Турции.
Нам просто нужно научиться жить с этим, быть готовыми защищать интересы своей страны и не обвинять в отсутствии взаимопонимания собственную власть. Тогда и нам будет легче противостоять популистским силам в своей стране.