Сан-Паулу — Впервые за 28 лет армия Азербайджана восстановила контроль над Лачином, последним из семи районов, возвращённых по условиям первой фазы соглашения, подписанного двумя кавказскими соседями.
Возвращение было завершено в этот вторник 1 декабря, по условиям договора, заключенного с помощью России, и ею гарантированного.
Между тем гуманитарный кризис в регионе только нарастает. Семьи уходят и оставляют свои дома в огне «старым новым» хозяевам региона. К этому добавляются обвинения в судьбе пленных шестинедельной войны, в которой Армения отступила, чтобы не потерять контроль над спорным регионом Нагорный Карабах.
В Ереване в воскресенье 29 ноября тысячи человек вышла на улицы в знак протеста против правительства премьер-министра Никола Пашиняна. Они требовали информацию о добровольцах, ушедших сражаться в армянский анклав, настоящий объект конфликта.
По информации омбудсмена по правам человека Нагорного Карабаха Артака Бегларяна, Баку — в соответствии с условиями соглашения — уже вернуло около 400 солдат. Сходное количество пленных будет отправлено и со стороны Армении. «Остаётся около 50 или 60 армян», — говорит Бегларян.
Горечью сопровождается весь процесс деоккупации. Азербайджану вернули три из семи районов, занятых в ходе войны 1992-1994 годов, ставшей результатом этнического напряжения между двумя бывшими советскими республиками.
Два первых района — Агдам и Кельбаджар — вернули в ноябре. Сейчас настала очередь Лачина, по территории которого проходит единственный коридор, связывающий Армению и столицу Нагорного Карабаха Степанакерт. Коридор останется открытым, на всём протяжении (60 километров) его патрулирует две тысячи российских солдат, размещенных там на пять лет, этот период можно продлить ещё на пять лет.
Все захваченные территории остались у азербайджанской стороны, из-за чего в оппозиционных кругах Еревана Пашиняна считают предателем. Пашинян и его соперник президент Азербайджана Ильхам Алиев заявили в этот вторник, что сейчас основной приоритет — закончить гуманитарную фазу обмена пленными и павшими.
По российским оценкам, за время конфликта погибло порядка четырех или пяти тысяч человек. Азербайджан не обнародовал данные по военным, однако Армения заявила о потере 2300 солдат. С каждой стороны погибло около сотни мирных жителей.
Помимо этой проблемы, остаётся вопрос семей, переселенных в результате войны. В 90-е годы 620 тысяч азербайджанцев были изгнаны из региона. Сегодня пришел черед армян, которые в основном селились на территории, связывающей Нагорный Карабах и Армению на востоке спорного региона.
На этих территориях проживало около 70 тысяч человек, а к югу и западу от Нагорного Карабаха местность оставалась в основном незаселенной и до сентября служила своеобразным заслоном перед азербайджанскими силами.
Когда в ноябре жители покидали Кельбаджар, они поджигали свои дома. Некоторые семьи даже выкапывали своих покойных родственников, чтобы не оставлять их там.
Впрочем, некоторые семьи остаются. Они говорят, что приспособятся к новому руководству. Приспособится ли руководство к ним — другой вопрос. В случае с регионом Нахичевань на востоке Армении, азербайджанцев обвинили в этнической чистке и разрушении кладбищ и церквей. Объясняется это тем, что азербайджанцы — мусульмане, пусть и светские, в конфликте присутствует и конфессиональный компонент.
Командование российских миротворческих сил сообщило агентству Интерфакс, что 90 из 140 тысяч жителей Нагорного Карабаха оставили свои дома во время конфликта. 26 тысяч из них уже вернулись, иногда в районы, разрушенные бомбардировками.
Напряжение будет сохраняться ещё долго, ведь в мирном соглашении не оговаривается статус Нагорного Карабаха, говорится только о необходимости проведения переговоров.
Если Россия Владимира Путина — главное иностранное действующее лицо в руководстве хрупким процессом урегулирования конфликта, то Турция Реджепа Тайипа Эрдогана заняла позицию силы. Именно Анкара поставляла Азербайджану оружие и подталкивала страну к решению вопроса военным путём.
Сегодня Москве стоит озаботиться растущим турецким влиянием на южной границе страны. Ситуация возвращается к режиму споров, восходящих к временам, когда между этими государствами были постоянные конфликты на Кавказе. Страны уже столкнулись друг с другом в гражданских войнах в Сирии и Ливии, а сейчас у них есть ещё один театр военных действий.