Когда я пытаюсь осмыслить скандал, бушующий в Итонском колледже последние две недели, меня постоянно отвлекают различные детали, которые кажутся мне достаточно комичными. К примеру, тот факт, что директора Саймона Хенденсона (Simon Henderson) называют trendy Hendy («модник Хенди»), поскольку он считает своей миссией превратить Итонский колледж в современный и прогрессивный институт. Согласно всеобщему мнению, он принялся вычищать из этого колледжа все его «токсичные» традиции с рвением капитана Красной гвардии, пообещав «деколонизировать» учебную программу, пригласив создателя блога под названием «Повседневный сексизм» (Everyday Sexism) читать лекции о разнице в оплате труда мужчин и женщин и в какой-то момент предложив отказаться от знаменитой форменной одежды студентов Итона. Одной из его инициатив стало назначение преподавателя актерского мастерства на должность директора по инклюзивному образованию. Ранее в этом году этот грозный «синий чулок» написала для сайта колледжа пост о том, что ей хотелось бы видеть флаг движения «Жизнь чернокожих имеет значение» (Black Lives Matter) над воротами Итона.
Однако тот конфликт, который разворачивается сейчас в Итоне, действительно серьезный — и не в последнюю очередь потому, что подобная борьба сейчас ведется и в других учебных заведениях по всей стране. Все началось в сентябре, когда учитель английского языка по имени Уилл Ноуленд (Will Knowland) записал видеолекцию, в которой призывал своих студентов подвергнуть сомнению то, что в мужественности якобы присутствует нечто фундаментально токсичное. Согласно письму, которое он направил «сообществу Итона» на прошлой неделе, Ноуленд счел необходимым представить мальчикам более позитивный взгляд на их пол, чтобы бороться с радикальной феминистской идеологией, которая продвигается руководством колледжа и согласно которой традиционно мужские черты неразрывно связаны с системой патриархального угнетения.
После того как Ноуленд выложил это видео во внутренней сети колледжа, один из сотрудников Итона пожаловался директору. Суть жалобы сводилась к тому, что содержание лекции было унизительным и оскорбительным, в связи с чем директор обязан воспрепятствовать его публикации. Появление этого видео во внутренней сети колледжа представляло собой акт дискриминации женщин, — а это является «защищенной от дискриминации характеристикой», согласно Закону о равенстве 2010 года.
Разумеется, «модник Хенди» занял сторону жалобщика, что никого не удивило. Он приказал Ноуленду удалить его лекцию из внутренней сети колледжа. Ноуленд подчинился, но, когда директор приказал удалить эту лекцию с личного Ютуб-канала Ноуленда, тот ответил, что сделает это, только если будут веские причины. Утверждение главы Итона о том, что содержание лекции нарушает Закон о равенстве, весьма спорно. Формулировки этого закона довольно расплывчаты, и к нему часто прибегают поборники равенства, разнообразия и инклюзивности, чтобы заткнуть рот несогласным в стенах образовательных учреждений. Итак, Ноуленд был готов выполнить первое требование директора. Но даже при самом внимательном прочтении Закона о равенстве невозможно точно сказать, что именно учителям разрешено и запрещено публиковать в своих личных аккаунтах в социальных сетях. Когда Ноуленд решил отстоять свою позицию и отказался удалять это видео в отсутствие веских причин, директор колледжа отстранил его от работы и запустил процесс, который в конечном счете обернулся увольнением Ноуленда. Не лучший исход, учитывая, что этот 34-летний преподаватель женат и у него пятеро маленьких детей, один из которых имеет инвалидность, и все они живут в доме, бесплатно предоставленном руководством колледжа. Рассмотрение апелляции назначено на 8 декабря.
В конечном счете единственный выход, возможно, заключается в том, чтобы убедить правительство внести поправку в Закон о равенстве, чтобы он больше не мешал студентам знакомиться с самыми разнообразными идеями, даже если кому-то эти идеи кажутся спорными. Если это случится, я надеюсь, она будет названа «Поправкой Ноуленда» — в честь храброго преподавателя, готового принести в жертву свою карьеру ради тех ценностей, в которые он верит.