Крым пережил весеннюю волну эпидемии коронавируса без особых проблем, но в последние недели ситуация на оккупированном Россией украинском полуострове обостряется. Медики с аннексированной территории рассказывают о том, что обстановка намного хуже, чем передают официальные источники. «Сообщения, которые приходят из Крыма, почти стопроцентно говорят о том, что статистика значительно занижена», — говорит «иРозглас» специалист Михал Лебдушка.
Об ухудшающейся ситуации с коронавирусом в оккупированном Крыму на этой неделе сообщил также федеральный орган Роспотребнадзор, который информирует о числе зараженных и погибших от коронавируса.
«Ситуация из-за массового заболевания воспалением легких остается тяжелой», — заявила в среду Светлана Листопад, глава эпидемиологического управления Роспортебнадзора по Крыму и Севастополю. По ее словам, рост числа заболевших наблюдается почти во всех областях, но самые большие показатели — в портовых городах Керчь и Ялта, а также на курорте Евпатория.
Назначенный российской администрацией глава оккупированного Крыма Сергей Аксенов также отметил в среду, что за прошедшую неделю прибавилось более 1700 подтвержденных случаев заражения коронавирусом и почти 450 госпитализированных. Ежедневный прирост заболевших в двухмиллионном Крыму в последние недели колебался в районе 250 человек в сутки.
По официальной статистике, с первого случая заражения в марте в Крыму заразились более 16 тысяч человек, из которых более 300 умерли.
Правда, некоторые эксперты считают данные, которые приводят российские власти, искаженными. К тем, кто придерживается этого мнения, относится и сотрудник российского статистического агентства Алексей Ракша. Он считает, что в первую очередь преуменьшается число погибших от covid-19. Ракша работал в Федеральной службе государственной статистики РФ более шести лет вплоть до июля текущего года, когда он покинул ведомство из-за разногласий с его руководством именно из-за несоответствий в коронавирусной статистике.
«Точные цифры установить очень трудно, и тем не менее, сообщения, которые приходят из Крыма, почти стопроцентно говорят о том, что статистика значительно занижена. Официальные данные выглядят неплохо, но по неофициальным источникам положение совершенно иное. Даже в Москве признают, что Крым — один из тех регионов, где ситуация со свободными койками одна из самых тяжелых во всей России», — говорит в интервью «иРозглас» эксперт Ассоциации по международным вопросам Михал Лебдушка.
По его мнению, о серьезности ситуации в Крыму говорит и то, что недавно внимание к ней привлекла российский депутат Наталья Поклонская, которая в момент аннексии полуострова работала российским государственным прокурором в Республике Крым. «Она тоже говорит о том, что в Крыму не хватает лекарств в аптеках, мест в больницах и что скорых приходится ждать по несколько часов. Таким образом, из того, что известно, ясно, что дела там обстоят плохо», — добавляет аналитик.
Искажение статистики
О том, что цифры, которые обнародуют российские власти в Крыму, не соответствуют реальности, предупреждает и Крымская правозащитная группа, которая следит за ситуацией на оккупированном полуострове. Представители неправительственной организации побеседовали на условиях анонимности с несколькими крымскими врачами, и, как сообщается, из разговоров с ними следует, что реальные цифры занижаются.
Например, в Симферополе число зараженных, вероятно, в четыре раза выше, чем официальные данные. По словам одного из местных врачей, власти учитывают только тех пациентов, чье заражение коронавирусом подтверждает сам Роспотребнадзор.
«Это означает, что положительный тест на коронавирус, взятый в частной клинике, Роспотребнадзор не признает», — объясняет медработник, отмечая, что остальным ставят диагноз «воспаление легких», а не covid-19. Поэтому их также не отправляют в «ковидные госпиталя», и именно из-за этого обстоятельства в симферопольских учреждениях для больных коронавирусом якобы достаточно мест.
Напротив, на острую нехватку коек жалуется медик из Феодосии, портового города на южном побережье Крымского полуострова. По его словам, местные больницы для больных коронавирусом переполнены, и поэтому люди ждут в длинных очередях.
«Судя по тому, сколько коронавирусных пациентов приходят в больницы, ясно, что статистику занижают», — говорит медик, отмечая, что видит, как вокруг него растет число погибших. «Только в моргах точно знают, насколько возросла смертность. Но никто не скажет, потому что говорить об этом запрещено», — рассказывает медработник из Феодосии, как передает Крымская правозащитная группа.
Свидетельства местных врачей подтверждают, насколько страдает оккупированный Крым от распространения коронавируса, хотя весенняя волна эпидемии на нем почти не сказалась. Например, шестого августа оккупированный Россией полуостров сообщил всего о 39 случаях выявленного заражения коронавирусом за сутки, а это был рекорд. Но за осень официальные цифры выросли до более 200 случаев в день.
«Особенность Крыма в том, что он пережил весеннюю волну коронавируса в целом без проблем. Этому способствовала международная ситуация, ведь Крым де-факто превратился в изолированный регион и из-за рубежа туда мало кто едет, хотя до аннексии такого, разумеется, не было. Но тем больше теперь на нем сказывается вторая волна. С весны прошло достаточно времени, но, по всей вероятности, власти не подготовились к ней. Кроме того, проблемы там серьезнее, чем в других российских регионах, поскольку медицинскому персоналу зачастую не платят зарплаты», — подчеркивает Лебдушка.
Россия и Украина
Из-за спорного международного статуса Крыма после его российской аннексии, а также значительной удаленности от Москвы справляться с распространением коронавируса там сложно. Кроме того, еще весной Кремль переложил ответственность за борьбу с пандемией на руководство отдельных российских регионов, но некоторые специалисты обращают внимание на то, что у регионов нет денег на преодоление проблем, вызванных распространением коронавируса.
«Я бы не сказал, что Москва не помогала вообще. Но ситуация, несомненно, намного сложнее, чем была бы, если бы обошлось без аннексии и не существовало проблемы со статусом Крыма. Все взаимосвязано», — говорит Лебдушка, отмечая, что хотя Москва и построила мост, соединяющей Крым с Россией, добраться до полуострова все равно намного сложнее, чем прежде. Ведь традиционно основные трассы в Крым пролегали через Украину.
Так же, как и Москва, крымские власти возлагают большие надежды на новую российскую вакцину «Спутник V», которую местные органы зарегистрировали летом еще до завершения ключевой третьей фазы тестирования. Западные и некоторые российские специалисты назвали это очень рискованным шагом.
Премьер Сергей Аксенов заявил на этой неделе, что вакцинация крымского населения от коронавируса начнется не ранее января следующего года, и одними из первых привиты будут врачи и учителя. Учитывая, что ситуация ухудшается, Аксенов призвал население носить маски, так как последние дни показали, что «дисциплина слабеет».
За ситуацией на полуострове, который Россия аннексировала в 2014 году, пристально наблюдает и Украина. Учитывая растущее число заболевших и новости о нехватке лекарств в Крыму, украинские власти даже предложили построить на границе с оккупированной территорией гуманитарные лагеря и отправить туда медицинский персонал.
«Также украинское правительство охарактеризовало ситуацию с коронавирусом как критическую и даже предложило Крыму гуманитарную помощь, которую, разумеется, местные власти отвергли», — рассказывает Лебдушка «иРозглас».
По словам специалиста из Ассоциации по международным вопросам, после аннексии произошли некоторые события, которые пошатнули доверие крымчан к российскому руководству. Проблемы, вызванные распространением коронавируса, могут только усугубить это недоверие.
«На уровень доверия среди местных жителей повлияли сразу несколько вещей, и ситуация с коронавирусом стала своего рода последней каплей. В частности, свою роль сыграло то, что в Крым уже давно приезжает меньше туристов, чем до аннексии Крыма, что случаются перебои в водоснабжении и электроснабжении и что ухудшилась ситуация с правами человека. Кроме того, Россия обещала Крыму огромные инвестиции, которых там, однако, так и не дождались», — подытоживает Лебдушка.