Эксперты предполагали, что благодаря операции «Конец» (Operación Remate), объявленной режимом, неявка составит между 75% и 65%. Несколько часов спустя, первые данные подтвердили подавляющую долю неявки, признав, что проголосовал только 31% избирателей.
В это воскресенье президент Венесуэлы восстановил контроль над парламентом, спустя пять лет после его потери. Чавизм одержал победу на парламентских выборах, бойкотированных почти всеми представителями оппозиции. Выборы примечательны высоким уровнем неявки (69%) и решительным неприятием со стороны международного сообщества.
В понедельник утром глава Национального избирательного совета Индира Альфонсо (Indira Alfonzo) обнародовала промежуточные данные. Всего обработано 82,35% бюллетеней (5264104), 67,6% избирателей отдали свой голос за Единую социалистическую партию Венесуэлы и её союзников.
«Доброго победного утра! — поздравил с победой Мадуро и добавил, — Теперь у нас новая Национальная ассамблея, мы одержали колоссальную и значимую победу».
На время выборов тотальный карантин был ослаблен, но страна осталась в изоляции. Пустынные улицы, полупустые избирательные участки, традиционные ловушки боливарианской власти и неприятие из-за границы — как со стороны США и Европейского союза, так и соседних стран: Колумбии и Эквадора.
«Мошенничество совершено, неприятие большей части населения Венесуэлы было очевидно», — заключил лидер оппозиции Хуан Гуайдо в своем обращении к народу.
Правду скрывать нельзя, мошенничество совершают те, кто боится народа. Тех, кто хочет изменений — большинство, поэтому никто не решился провести свободные выборы. Результаты были подготовлены несколько дней назад», — заявил Гуайдо, также занимающий должность главы Парламента.
«Это неприемлемо, никаких изменений не будет, пока Мадуро держит власть в своих руках. Нужно спасать Венесуэлу. Нам нужно больше решительных действий со стороны свободного мира», — заявил Гуайдо.
США объявил выборы «фарсом», а Европейский совет заявил в понедельник о неприятии выборов.
Венесуэльцы с апатией восприняли проведение новых выборы. Они знают, поход на избирательный участок никак не изменит их жизнь, а результаты не отразят тот факт, что 85% страны выступает за неотложные перемены. Эти настроения очень отличаются от гражданского праздника, который пережила страна в 2015 году, когда в парламенте триумфальную победу одержало Демократическое единство. Тогда многим казалось, что новая эра действительно началась.
В 2015 году тысячи граждан пришли на избирательные участки, вчера же длинные очереди были только на заправочных станциях, как всегда. Почти все пришли к выводу, что окончание их кошмара всё ещё очень далеко.
«Я горжусь тем, что я венесуэлец, что у меня свободная и сознательная родина. Сегодня рождается новая Ассамблея», — провозгласил Николас Мадуро, «сын Чавеса», опуская свой бюллетень в урну. Мадуро, несмотря на свою практически абсолютную власть, не решился проголосовать на своем обычном избирательном участке в многолюдном районе Катиа и решил сделать это в военном гарнизоне Фуэрте Тиуна, что является ещё однто нарушение.
Ещё одно нарушение среди множества других, совершенных вчера. Они поднялись над аплодисментами международных «наблюдателей», прибывших в Венесуэлу, чтобы придать боливарианскому режиму хоть какую-то легитимность. В последний момент всех удивил бывший председатель испанского правительства Хосе Луис Родригес Сапатеро, прибывший из Мадрида, чтобы присоединиться к бывшим президентам Рафаэлю Корреа, Эмо Моралесу и Фернандо Луго, а также бывшей сенатору Колумбии Пьедад Кордоба.
В противоположность мнению Брюсселя, решившему оставаться твердым перед преступлениями чавизма, бывший лидер Испанской социалистической рабочей партии выступил за признание Мадуро, чтобы избежать «абсурда».
Все они обошли ловушки, расставленные чавизмом, в особенности известную операцию «Конец», запущенную самим Мадуро. В ней участвовал сам Национальный избирательный совет, который продлил время работы участков, ссылаясь на наличие избирателей, хотя на самом деле там никого не было. Во время президентских выборов 2012 года благодаря этой операции чавизму удалось набрать миллион голосов, в 2013 году — ещё 800 тысяч. В 2016 году, по подсчетам экспертов, на финальный рывок пришлось до 6% всех избирателей, поддержавших «народного президента».
Более того, во время фальсификации выборов в Конституционное собрание был совершен вброс миллиона голосов, чтобы воздержавшиеся не составили большинство.
С помощью социальных сетей распространялись отчаянные сообщения губернаторов и мэров, чтобы подтолкнуть людей к голосованию. «Мы побежденный муниципалитет, заряжайте ваши батарейки и спешите проголосовать», — призвал мэр Фарит Фраиха, поддерживающий чавизм. «Поднажмите, ведь мы не удовлетворены результатами», — заявил губернатор Хорхе Гарсия Карнейро.
По информации организации Súmate («Присоединяйся»), сообщалось о наличии знаменитых «красных пунктов» (маленьких палаток, где чависты регистрируют проголосовавших через «Карту родины») вблизи 70% избирательных участков в Каракасе и по всей стране. Диосдадо Кабельо пригрозил на прошлой неделе оставить без еды тех, кто не проголосует. Механизмы социального шантажа влияют на поставки бензина и денежных облигаций, которые Мадуро раздает, как царь Мидас.
Социальный шантаж очевиден, Súmate сообщает о раздаче еды на 15% избирательных участков.
«Мы стали свидетелями процесса с низким уровнем участия, — сообщил La Nación эксперт в сфере избирательного процесса Хесус Кастельанос. — Неявка объясняется недовольством, во многих случаях это проявление смелости, учитывая механизмы принуждения и давления». Кроме того, Кастельанос подчеркнул, что отсутствие больших скоплений людей поможет не распространить covid-19.
«Мадуро не ищет признания своих внешних и внутренних врагов. Он хочет утвердиться в глазах собственных союзников, и у него это получилось, а также разделить врагов. И это у него получилось тоже. Произошедшее ничего не решает для страны, но очень важно для самого Мадуро», — прокомментировал выборы Луис Висенте Леон, президент Datanálisis.
На парламентских выборах 2015 года, когда оппозиция впервые за 15 лет смогла победить гегемонию чавизма, явка составила 71%, а на выборах 2010 года — 66,45%. Явка на выборах в прошлое воскресенье оказалось самой низкой на выборах подобного рода с 2004 года, тогда на участки для голосования пришло всего 25% избирателей.