Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пример Белоруссии: выборы в постсоветских странах как инструмент борьбы между Россией и Западом (Anadolu, Турция)

© POOL / Перейти в фотобанкВизит главы МИД РФ С. Лаврова в Минск
Визит главы МИД РФ С. Лаврова в Минск
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Белоруссия — сухопутные ворота России на Запад, однако дальнейший путь с Лукашенко — это риск для Москвы, пишет автор. По его мнению, Запад превратил выборы на постсоветском пространстве в инструмент борьбы, но Россия отвечает мудро и неожиданно приглушенно, заявлениями в стиле тех, что сделал недавно Лавров.

Белоруссия, население которой сегодня составляет около 9,5 миллиона человек, как одно из 14 государств, ставших независимыми с распадом Советского Союза, провозгласила независимость 25 августа 1991 года. На президентских выборах, состоявшихся в Республике Беларусь 9 августа 2020 года, Александр Лукашенко баллотировался в президенты в шестой раз и объявил, что выиграл выборы, набрав 80% голосов по итогам голосования в шести областях и 118 районах страны. Главным соперником Лукашенко была Светлана Тихановская.

Белоруссия, к востоку от которой находится Россия, к северу — Латвия, к северо-западу — Литва, к западу — Польша, к югу — Украина, особенно для Москвы обладает стратегическим положением и геополитическим значением, является сухопутными воротами России на запад. Учитывая нынешние холодные отношения с Украиной, значение Белоруссии для России становится еще более очевидным. Белоруссия в то же время служит мостом между Европой и Азией и представляет собой перекресток, на котором сходятся протягивающиеся с востока на запад энергетические пути, нефте- и газопроводы, автомобильные и железные дороги. Все это еще более повышает важность Белоруссии с точки зрения России.

Кроме того, Белоруссии досталось некоторое важное наследие советской эпохи. Прежде всего — тяжелая промышленность. Во времена Советского Союза Белоруссия была одной из важных стран, где развивалась тяжелая промышленность, а в постсоветский период стала одной из тех, кто не распустил и сохранил свои заводы, поддерживал их работу. Что касается экспорта производимой продукции тяжелой промышленности, важнейшим торговым партнером Белоруссии, естественно, является Россия. Далее следуют Великобритания, Украина, Китай, Германия, Нидерланды. Белоруссия продает этим странам по конкурентоспособным ценам главным образом такие стратегические продукты, как транспортные средства, машины и оборудование, продукция химической промышленности, металлы, минеральное топливо и масла. Инвестиции турецких компаний в Белоруссии составляют около 1,5 миллиарда долларов.

Выборы, состоявшиеся 9 августа 2020 года в Белоруссии, которая в то же время является стратегическим партнером России, судя по всему, будут иметь важные последствия как для руководства страны, так и для России. Протесты, начавшиеся сразу после выборов, по-прежнему продолжаются. Не так давно на акции протеста в Минске вышла треть населения столицы. В ходе протестов было задержано около 16 тысяч активистов. Вместе с тем Александр Лукашенко, победивший на выборах, во время этих непрекращающихся протестов с автоматом Калашникова в руках давал жесткие и решительные сигналы оппозиции и протестующим. Через некоторое время белорусский лидер в духе самокритики заявил, что долго остается у власти и в определенной мере понимает реакцию.

Выборы и санкции как инструмент борьбы между Западом и Россией

Проблемы управления в постсоветских странах стали отчетливо видны и России. Когда не принимаются во внимание желания и ожидания народов, сформировавшиеся в соответствии с требованиями современной эпохи, происходят народные восстания, и главы государств меняются один за другим. Смена власти на Украине, в Грузии, Киргизии, демонстрации в Казахстане, результаты выборов в Молдове служат наглядными примерами этого. Иными словами, Россия давно заметила, что кольцо нестабильности вокруг нее постепенно сужается, а ее влияние в ближнем зарубежье уменьшается. Здесь также следует отметить, что выборы практически во всех странах, созданных после распада Советского Союза, начали становиться инструментом или ареной борьбы между Россией и Западом. Лукашенко тоже неоднократно заявлял, что за протестами, начавшимися в Белоруссии после выборов 9 августа, стоят западные державы, обвинял западные страны в поддержке провокационных действий, недружественном отношении, поддержке оппозиции и вмешательстве во внутренние дела его страны. Некоторые западные страны объявили, что не признают результаты выборов в Белоруссии и Лукашенко не будет считаться легитимным президентом. Тем временем ЕС готовится ввести новый пакет санкций против Белоруссии.

Хотя в количественном выражении в этой борьбе между сторонниками Запада и России Запад или «западники» считаются менее успешными, в долгосрочной перспективе необновляющиеся российские инструменты влияния и российские сторонники, очевидно, постепенно будут ослабевать. В то время как на постсоветском пространстве поначалу наиболее обширной деятельностью славились фонды Сороса (Soros), особенно в последние 15 лет начали активно действовать большое количество международных организаций, учреждений, структур, НПО. Значительная их часть реализует проекты, ориентированные на молодежь. На данном этапе с подрастанием нового поколения в постсоветских странах происходит кардинальное изменение умонастроений. Кроме того, рожденные в 1990-е сегодня старше 20 лет, и эти люди стали составлять серьезную долю в общей численности населения. Им чужды мотивы советской эпохи. С расширением использования интернета и возможностей мобилизации новое поколение более открыто для мира, предъявляет другие требования и хочет гораздо больше того, что предлагается. Отныне власти этих стран не могут позволить себе игнорировать эти требования. При анализе событий на постсоветском пространстве теперь следует учитывать и этот фактор.

Экономические санкции, введенные ЕС против России вслед за присоединением Крыма в 2014 году, и чрезмерное падение цен на нефть пошатнули экономику России. На протяжении шести лет российская экономика фактически кровоточила. Это тоже изрядно ослабило влияние России как в своем регионе, ближнем зарубежье, так и в мире. Иными словами, на этом этапе Запад сузил, ограничил зону политического влияния России экономическими санкциями и нанес России серьезный удар со многих сторон. Однако, несмотря на все это давление, Путин, можно сказать, управляет этим процессом гораздо лучше, чем ожидалось, благодаря своим реалистичным, прагматичным подходам и харизматическому лидерству.

Визит Лаврова в Минск и критика Запада

Примечателен был визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Белоруссию 26 ноября 2020 года. Москва задолго до всех этих событий предвидела общественно-политический кризис в Белоруссии. Путин на встрече с Лукашенко в Сочи пообещал поддерживать его до конца взамен на изменение конституции и проведение реформ, а также плавную передачу власти. Лукашенко не сдержал данного здесь обещания, не внес поправок в конституцию, не провел ожидаемые от него реформы. Москва сейчас критикует Лукашенко за то, что он не осуществил должных преобразований, оставил интеграцию на бумаге, и Лавров в ходе упомянутого визита совершенно ясно дал понять это. Российский министр предупредил, что нужно как можно скорее принять необходимые шаги для выхода из кризиса.

Сергей Лавров подчеркнул, что цели в направлении развития отношений с Белоруссией во всех сферах и интеграции не изменились, да здесь и не ожидалось других оценок. Всем известно, что, если бы Москва в этой ситуации выступила против Лукашенко, это придало бы сил протестующим в Белоруссии, а такая позиция сделала бы ситуацию в стране еще более безвыходной.

Лавров заявил, что в России видят враждебное отношение Запада к России и Белоруссии, попытки вмешиваться во внутренние дела обеих стран и западные лидеры уже даже не скрывают этого. Лавров категорически осудил вмешательство ЕС во внутренние дела Белоруссии и его недружественное отношение. Сказав, что на Россию и Белоруссию оказывается давление с целью изменить линию поведения, Лавров выразил беспокойство по поводу ультимативной манеры западных средств массовой информации и официальных властей, отметил, что существует множество фактов вмешательства во внутренние дела, применения технологий организации массовых беспорядков, финансовой поддержки оппозиции. Уподобив санкции, введенные в отношении России, «игре без правил», российский министр подчеркнул, что сейчас уже следует думать над тем, стоит ли вообще иметь дело с брюссельскими структурами. Лавров сказал, что европейские коллеги, следующие в фарватере США, используют концепцию миропорядка, которая не опирается ни на какие международные законы и правила, а также жестко раскритиковал тот факт, что они не воздерживаются от проведения цветных революций грязными методами, устанавливая контроль над международными организациями вплоть до приватизации их секретариатов. Приведя в пример законы, принятые в последнее время во Франции, а также действия в ходе протестных демонстраций в этой стране и Германии, министр обвинил Запад в постоянных двойных стандартах, двуличии и русофобии. Также следует отметить, что в результате западноцентристских подходов XX века и принятия решений в пользу Запада и в соответствии с интересами Запада, даже если они несправедливы, эти и другие подобные замечания в адрес Запада становятся все громче по всему миру.

Хотя Белоруссия для России — незаменимый стратегический партнер и союзник, дальнейший путь с Лукашенко увеличивает риски. Не желая новых проблем у своих границ и в ближнем зарубежье, Россия сейчас предпринимает более активные инициативы для их предотвращения и решения. На самом деле во времена Лукашенко у страны были серьезные программы по интеграции с Россией. Не секрет, что будущее страны неразрывно связано с Россией. Однако белорусский народ хочет изменений и новшеств, прежде всего новой конституции.

Острые оценки, звучавшие в российской прессе перед контактами Лаврова в Минске, такие как «продолжится ли путь с Лукашенко», «терпение Москвы на исходе», можно рассматривать как явный знак белорусскому президенту. В Москве, судя по всему, на передний план вышла точка зрения о том, что в дальнейшем работать с Лукашенко будет очень дорого и рискованно с политической точки зрения. В силу того что Лукашенко не проводит реформ, которых от него ждут, общественно-политический кризис в Белоруссии с каждым днем углубляется, и для России ситуация становится неприемлемой.

После визита Лаврова Лукашенко сделал ожидаемое заявление

На следующий день после визита Лаврова, 27 ноября, президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что после принятия новой конституции он уйдет с поста президента, никого не будет назначать на свое место и президентом должен стать человек, который будет избран народом в результате демократических выборов. Однако это заявление трудно назвать убедительным. Оппозиция считает, что Лукашенко не уйдет полностью из власти, а, как Назарбаев, получит определенный официальный статус, и требует, чтобы Лукашенко покинул свой пост до конституционной реформы. Утверждается, что, если новая конституция будет подготовлена под контролем Лукашенко, то даже в случае отставки он продолжит иметь влияние в политике. Лукашенко же утверждает, что действующая конституция предоставляет президенту очень обширные полномочия, следующий президент может злоупотреблять этими полномочиями, поэтому необходимо разработать новую конституцию и провести выборы в соответствии с ней.

Таким образом, Россия не желает, чтобы продолжающиеся протесты в Белоруссии, которая является ее самым надежным союзником на постсоветском пространстве и стратегическим партнером на западной границе, ввергли страну в состояние неопределенности. Россия полагала, что события развивались таким образом, потому что Лукашенко до сих пор не провел необходимых преобразований и конституционной реформы, и выражала это мнение в своей реакции. Лукашенко это тоже понял. Россия считает стабильность в Белоруссии гарантией собственной стабильности. Ожидается, что в стране будет принята новая конституция, а в 2021 году состоятся выборы. Однако судя по выборам 9 августа, самым сильным кандидатом в президенты выглядит прозападно настроенная Светлана Тихановская. В ходе избирательной кампании Тихановская заявляла, что, если она станет президентом, то пересмотрит все соглашения, заключенные Белоруссией с Россией. Перспектива избрания Тихановской на следующих выборах весьма беспокоит Москву.

И Лукашенко, и Россия, несомненно, будут работать над тем, чтобы к власти в Белоруссии пришел кто-то, кому они доверяют. Становится понятно, что сейчас Лукашенко пытается выиграть время для этого. В дальнейшем Россия в ответ на ходы Запада будет развивать отношения не только с новым президентом и руководящими структурами, но и с другими элементами в стране. В то время как Запад в последнее время пытается разрушить зону влияния России в ее ближнем зарубежье, превратив выборы в инструмент борьбы, Россия отвечает на эти попытки неожиданно приглушенно, заявлениями в стиле тех, что сделал Лавров. Применяет тактику «подожди и сделай свой ход, когда придет время». Пытается заставить прозападные администрации понять, что Запад — не надежный партнер. Наряду с этим старается продолжать свою политику, выстраивая отношения с новыми администрациями на основе общих ценностей советской эпохи. И глядя на все, что происходило до настоящего времени, можно сказать, что этот метод в целом работает.

Сведения об авторе:

Дженгиз Буяр (Cengiz Buyar), преподаватель отделения истории Кыргызско-Турецкого университета «Манас»