Подготовил ли Иран ответ на убийство Фахризаде, или он боится ответной реакции? Почему мы сомневаемся, что Трамп позволит ему отмолчаться и потянуть время, чтобы избежать войны? В чем секрет нынешнего хаоса, царящего в Персидском заливе после «таинственного» визита Кушнера по урегулированию кризиса в регионе?
Те, кто следит за исследованиями и анализами, опубликованными в последние дни западными и американскими исследовательскими центрами, в частности о том, как администрация нового президента США будет работать по иранской ядерной программе после инаугурации Джо Байдена в начале января, высказали несколько интересных мыслей:
Во-первых, администрация Байдена никогда не вернется к старому соглашению, подписанному в 2015 году, а скорее разработает новое, измененное соглашение, которое будет действовать до 2030 года.
Во-вторых, она предпримет меры для сдерживания ракетной программы Ирана. Напомним, что иранские баллистические ракеты продемонстрировали свою эффективность, когда сбили беспилотник Global Hawk в 20 километрах над Ормузским проливом. Кроме того, они разбомбили нефтяные объекты в двух саудовских городах Абкайк и Хурайс, а одна из иранских ракет с легкостью достигла распределительной нефтегазовой станции Saudi Aramco в Джидде.
В-третьих, администрация Байдена хочет добиться прекращения иранской региональной военной экспансии на Ближнем Востоке, которая беспокоит Израиль и его союзников на Аравийском полуострове. Здесь имеется в виду «Хизбалла» в Ливане, «Ансар Аллах» в Йемене, ХАМАС и «Исламский джихад» в секторе Газа и Силы народной мобилизации в Ираке.
В-четвертых, она планирует продлить оружейное эмбарго, введенное СБ ООН в отношении Ирана. Таким образом Тегеран не сможет покупать новое современное оружие или экспортировать современные ракеты и беспилотники в страны, которые хотят их купить. Речь идет о региональных державах и странах третьего мира.
Джо Байден раскрыл некоторые намерения в интервью «New York Times». Тем самым он хотел заверить представителей умеренного крыла иранского правительства, что возвращение к ядерной сделке находится в приоритете. Но министр иностранных дел Германии Хайко Маас проигнорировал послание Байдена, заявив, что Германия, Великобритания и Франция не хотят возвращения к старой сделке и с нетерпением ждут переговоров по достижению нового соглашения, которое обяжет Тегеран полностью ликвидировать баллистические ракеты, угрожающие безопасности региона, и разорвать все связи со своими союзными вооруженными силами в регионе.
Настойчивость в ликвидации иранских баллистических ракет и прекращение любых программ по их разработке объясняется тем, что они продемонстрировали ненадежность американских систем ПВО на Аравийском полуострове и стали прямой угрозой для Израиля.
Американцы и европейцы обеспокоены тем, что «ястребы» контролируют парламент и государственные институты Ирана после победы на выборах. Опросы общественного мнения подтверждают, что «ястребы» выиграют президентские выборы в июне следующего года, а это означает, что умеренное крыло во главе с Хасаном Роухани и Джавадом Зарифом не будет руководить страной во второй половине 2021 года.
Ответные меры за убийство «отца иранской ядерной программы» Мохсена Фахризаде начались с принятия парламентом Ирана решения о повышении уровня обогащения урана на 20% и блокирования доступа международных инспекторов на иранские ядерные объекты. Кроме того, они приняли решение игнорировать другие ограничения ядерной программы, ранее согласованные с крупными мировыми державами в рамках ядерного соглашения. Но это не означает, что другая месть «невозможна». Вполне вероятно, что иранцы отложили ее до лучших времен. Об этом сообщил ливанский источник, близкий к оси сопротивления. Иран не начал военные действия, чтобы отомстить за убийство командующего силами «Аль-Кудс» Касема Сулеймани, который считался вторым по влиянию человеком в стране, и он не вступит в войну ради ученого-ядерщика Мохсена Фахризаде, но совсем исключать этот вариант нельзя.
Британский журнал The Economist рассказал, что запасы обогащенного урана в Иране превысили лимит (300 килограмм), разрешенный ядерной сделкой, почти в 12 раз. Этого количества достаточно для производства двух ядерных бомб. Есть информация, указывающая на то, что Иран установил ультрасовременное оборудование на подземных ядерных объектах.
Высший совет национальной безопасности Ирана, возглавляемый генералом Али Шамхани, быстро ратифицировал новые законы. Высший совет конституции сделал то же самое. Таким образом, принятые законы гарантированно вступят в силу.
У нас нет магического шара, который позволит предсказать будущее и ответить на все вопросы. Ранее Джаред Кушнер посетил Саудовскую Аравию и Катар, чтобы попытаться примирить Доху с другими странами Персидского залива. Кроме того, он намеревался добиться открытия воздушного пространства для катарских самолетов или, возможно, получить разрешение на использование американцами базы Эль-Удейд для нанесения удара по Ирану. Кстати говоря, ходят слухи, что американцы и израильтяне готовят на него атаку.
Информацию The Economist подтверждают сообщения, в которых говорится, что во время визитов госсекретаря США Майка Помпео и Джареда Кушнера в Персидский залив было достигнуто секретное военное соглашение между Вашингтоном, израильским «Моссадом» и разведывательными структурами Персидского залива в отношении Ирана, его ядерных планов и союзных региональных вооружённых сил. Кроме того, они попытаются помешать любой попытке администрации Байдена вернуться к переговорам с Ираном, и, возможно, по этой причине, наряду с прочими, визит зятя президента США был настолько таинственным.
Визит Кушнера, отсутствие твитов Трампа, противоречивая информация о внезапном примирении в Персидском заливе и незапланированный телефонный разговор между президентом США Дональдом Трампом и президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси — все это может указывать на то, что в регионе наблюдается затишье перед великой бурей.