Соединенные Штаты должны снова возглавить «свободный мир»
Вместе мировые демократии смогут противостоять угрозе авторитаризма.
В полдень 20 января 2021 года Джозеф Р. Байден будет приведен к присяге в качестве 46-го президента Соединенных Штатов. Ему предстоит столкнуться с устрашающей внутренней повесткой дня: наследие уходящего президента Дональда Трампа будет включать в себя безудержную пандемию COVID-2019 и множество нерешенных социальных, идеологических, экономических и административных проблем. Взяв на себя обязательство стать президентом всех американцев, Байден должен будет бороться с недовольством миллионов людей, которые не поддерживали его и даже ставят под сомнение легитимность его избрания. Понятно, что эти внутренние заботы отнимут у президента большую часть времени и энергии.
Но не менее важным будет лидерство Байдена de facto в «свободном мире» за пределами США. Китай, Россия и другие авторитарные государства, которые долгое время рассматривали демократию как угрозу существованию, переходят в наступление, используя все государственные ресурсы — дипломатические, информационные, военные и экономические — для достижения своих целей. «Несвободный» мир стремится подорвать международные нормы, западные либеральные ценности и саму демократию, чтобы обеспечить верховенство автократических правительств и позволить им использовать грубую власть. Байдену, если он хочет залечить внутренние раны и смягчить угрозы, с которыми сталкиваются демократии во всем мире, нужно будет мобилизовать самые сильные факторы, которые, собственно и создают демократическое управление.
Соперничающие супердержавы
В течение двух десятилетий США рассеянно игнорировали сам факт возврата соперничества великих держав, а Китай и Россия пожинали плоды этого. В период однополярности Соединенных Штатов едва хватало на Ближний Восток и решение самых срочных проблем. При этом из внимания Америки оказались практически исключенными важные долгосрочные интересы национальной безопасности. Китай воспользовался этим и эффективно мобилизовал свои силы для увеличения своей мощи именно в тот момент, когда Соединенные Штаты должны были удерживать свое преимущество.
При Трампе Соединенные Штаты еще дальше отошли от мировых дел, а Китай и Россия воспользовались их отсутствием, чтобы безнаказанно и ускорить восхождение Китая к превосходству. Если Соединенные Штаты и дальше продолжат «отсиживаться в окопах», или перейдут к тактике нахождения «на краю площадки», то образовавшиеся в результате этого пустоты расширятся и будут очень быстро заполнены автократическими режимами.
На протяжении десятилетий Россия для нападения на мировые демократии использовала хорошо отточенные инструменты советского аппарата безопасности. Внутри Соединенных Штатов она развязала информационную войну, чтобы углубить разногласия и усилить неравенство в обществе. В Африке, Европе и на Ближнем Востоке Россия еще менее чувствует себя ограниченной и использует еще более широкий набор средств. Там Кремль атакует демократические ценности не только с помощью криминальных сетей финансовой и организованной преступности, информационных войн и кибератак, но также с помощью энергетического оружия, убийств и военной силы. В этой бескомпромиссной игре цель России проста: усилить раздоры, разделить социальные слои и ослабить демократические институты, чтобы подчинить себе оппонентов и тем самым заставить их передать власть России.
Авторитарные государства, которые долгое время считали демократию реальной угрозой, переходят в наступление
Китай, как самая населенная страна в мире и его вторая по величине экономика, представляет для Соединенных Штатов еще более серьезную и опасную угрозу, чем Россия. Тактика коммунистической партии Китая «прятаться и связывать руки» до недавнего времени помогала ей замаскировать свою опасность. Как и Россия, Китай использует всю свою государственную мощь и злокозненные методы для продвижения своих интересов и подрыва демократии. Однако гораздо более опасным является использование им тактики экономического принуждения против Соединенных Штатов и их ближайших союзников. Китай ухватился за те элементы неравенства, которые несет с собой глобализация и выявившийся фактический крах международной финансовой системы под руководством США для того, чтобы эффективно продвигать идею о том, что государственный капитализм обеспечивает лучший путь к экономическому процветанию. Успех Китая в формировании альтернативной авторитарной капиталистической модели поддерживает автократов и привлекает некоторые силы в испытывающих сложности демократиях.
Хотя четкого консенсуса относительно того, сотрудничают ли Китай и Россия в целях подрыва мировой демократии или просто для продвижения своих отдельных собственных интересов, на данном этапе и не имеется, их общие усилия приносят им неплохие плоды. В период правления Трампа националистические популистские движения процветали во всем мире, в то время как многие демократии отступили назад. Соединенные Штаты не вовремя отреагировали на эти тенденции, а вот авторитарные государства — среагировали, получив при этом широкую поддержку.
При новой администрации Соединенные Штаты должны организовать объединенные усилия демократий ради самих этих демократий, чтобы противостоять росту отрицания либеральных идей и подъему авторитаризма. Соединенные Штаты должны принять у себя «мировой демократический саммит».
Общая цель
Многополярный мир — даже такой, в котором Соединенные Штаты остаются непропорционально могущественными — требует разделения бремени, к чему многие демократии не привыкли. В 1992 году на демократические страны, входящие в состав G20, приходилось почти 90% ВВП этого объединения. Сегодня на те же самые демократии приходится только 73% ВВП G-20. Их экономическое влияние уменьшилось, но проблемы, которые они стремятся решить совместно, остались прежними, и Соединенные Штаты больше не могут или не хотят нести на своих плечах весь их груз. Разделение бремени будет иметь важное значение для сохранения единства демократий в преследовании общих интересов и перед лицом общих угроз. Объединение демократического мира против существующей сейчас очевидной опасности роста авторитаризма — это не идеализм, а самый настоящий реализм. Китай и Россия уже имеют схожие интересы и схожим образом воспринимают мировые угрозы, поэтому они склонны рассматривать мир с точки зрения «мы против них». В этой связи созыв «саммита демократий» не только сплотит авторитарные государства, но и обеспечит всеобщее осознание суровой реальность мира, разделенного на авторитарные и демократические лагеря. В этом контексте проект поддержки демократий и продвижения демократических ценностей в мире является продолжением прошлой политики США.
Идея «демократического саммита» не нова, но потребность в нем как никогда остра. Вместе мировые демократии могут спродуцировать совместные решения своих самых острых внутренних проблем, коллективно решая такие общие проблемы, как демографический кризис, социальная поляризация и растущее неравенство. Такие совместные усилия сделают мировые демократии более внутренне сплоченными и коллективно устойчивыми. В то же время, демократии могут помочь защитить друг друга от внешних атак, в том числе тех, которые принимают форму информационной войны или экономического давления. Демократии должны удерживать злонамеренных игроков от вмешательства в их внутренние дела, давая понять, что те, кто пытается использовать открытость демократий, сея раздор, столкнутся с ответной реакцией. Предупрежденные таким образом авторитарные государства будут вынуждены принимать новые правила игры, и все мировое сообщество только выиграет от устранения это области все более разрастающегося конфликта.
Саммит должен стать тем форумом, на котором демократии могут обмениваться передовым опытом решения многих вопросов, вызывающих общую озабоченность. Например, участники могут поделиться идеями по защите важных отраслей и технологий от иностранного влияния или по противодействию экономической эксплуатации со стороны Китая. Они могли бы координировать усилия по укреплению своей информационной безопасности, разоблачению тайных операций диктаторских режимов в кибер-пространстве и поддержке гражданского общества. Демократии могут искать совместные решения таких глобальных проблем, как изменение климата и несоблюдение авторитарными государствами международно признанных норм.
В конечном итоге саммит должен собрать все демократии мира. Но он может начаться с созыва своего рода «инициативной группы», которая составит своеобразный «демократический договор», определяющий общие цели его участников и обещающий институциональную, техническую и финансовую поддержку присоединившимся. Неуверенные в себе или отступающие от демократических норм государства могут быть привлечены самим консенсусом саммита, разделяя его идеи из принципа или просто потому, что они не хотят, чтобы их называли «отступниками». В дальнейшем у последних еще будет возможность присоединиться к основополагающим принципам. Саммит не должен терпеть «безбилетников»: он должен проявить крайнюю деликатность, но обеспечить чтобы все бремя ответственности за демократию было пропорционально разделено между всеми.
Соединенные Штаты вместе с мировыми демократиями могут противостоять давлению авторитарных режимов, не вступая с ними в прямой конфликт. На самом деле, в многополярном мире демократии должны не только конкурировать с авторитарными державами, но и сотрудничать с ними. И те, и другие должны объединять усилия в борьбе с последствиями изменения климата, в противодействии распространению ядерного оружия и угрозе международного терроризма. Последняя задача, помимо прочего, потребует сотрудничества США с Китаем, Россией и развивающимися странами Африки, Азии и Латинской Америки.
Соединенные Штаты когда-то возвестили миру о приходе эры новых демократий, оказывая этим государствам помощь и получая выгоду от их лояльности. Сегодня авторитаризм снова на подъеме и представляет собой экзистенциальную угрозу этому мировому порядку. Соединенные Штаты должны возглавить демократический мир в защите от возврата к тем временам из прошлого, которые могут привести к краху демократии.
_____________________________________________________________________________
Александр Виндман (Alexander Vindman), подполковник в отставке армии США, бывший директор по европейским исследованиям Совета национальной безопасности США, докторант Школы перспективных международных исследований им. Дж. Хопкинса, военный научный сотрудник Притцкеровской Школы права в Северо-Западном университете и автор готовящейся к выходу книги «Здесь правит правое дело: американская история».