Швеция — одинокий лидер в борьбе с выбросами углекислого газа и в продвижении экологичной энергетики. Согласно последнему Индексу эффективности борьбы с изменением климата, составляемого немецкой экологической организацией Germanwatch — документ имеется в распоряжении редакции журнала «Шпигель» — Швеция занимает лидирующие позиции четвертый год подряд. Уже к 2030 году страна может стать климатически нейтральной.
Ежегодно публикуемый отчет оценивает климатическую политику 57 стран с самыми значительными выбросами углекислого газа, а также государств ЕС. С момента появления Индекса 15 лет назад три первые места в нем пустуют, так как, по мнению составителей, ни одна страна не делает достаточно для предотвращения дальнейшего потепления климата.
Традиционно Germanwatch представляет результаты своих исследований на ежегодной конференции ООН по климату. В этом году из-за пандемии ее перенесли на ноябрь 2021 года.
Примечательно, что среди победителей рейтинга много скандинавских стран: помимо Швеции (4-е место) там находятся Дания (6-е место), Норвегия (8-е место) и Финляндия (11-е место).
На прошлой неделе датский парламент постановил больше не выдавать лицензий на бурение новых нефтяных и газовых скважин. Эта страна — лидер по добыче нефти и газа в ЕС —намеревается к 2030 году сократить выбросы углекислого газа на 70%. Уже сейчас Дания, так же как и Швеция, придерживается самых строгих климатических норм в мире.
Впервые в пятерку попала и Великобритания. Страна, которая примет у себя следующую конференцию ООН по климату, стоит на 5-м месте — сразу за образцовой Швецией. Особенно хороши показатели британцев в снижении выбросов углекислого газа, а также в использовании возобновляемых источников энергии и в инвестициях в защиту климата.
Германия среди середняков
А вот Германия стоит далеко внизу, на 19-м месте, и это несмотря на меры по отказу от использования угля и пакет законов по борьбе с изменениями климата. Премии за сокращение выбросов СО2, запланированные на 2021 год, по мнению авторов отчета, слишком скромны, чтобы страна могла надеяться хотя бы на первую десятку. Правда, она улучшила свой рейтинг по сравнению с прошлым годом, поднявшись с 23-го на 19-е место. Еще девять лет назад немцы были где-то внизу первой девятки, но с тех пор постоянно опускаются.
Особую озабоченность вызывает у авторов отчета все еще высокий среднедушевой выброс СО2 и высокое потребление энергии среди немцев. В области транспорта тоже не видно тенденций к изменениям. Напротив, в стране преобладают дизельные и бензиновые автомобили, несмотря на высокие продажи электромобилей.
Неисправимые плохиши
ЕС в целом стоит в рейтинге выше Германии — на 16-м месте. Однако он мог бы находиться еще значительно выше, если бы не восточноевропейские климатические аутсайдеры Венгрия, Словения, Чехия и Польша. Они в рейтинге относятся к последней категории — «крайне низкие показатели». Плохие оценки эти страны получили не только из-за климатических планов, но и из-за своей блокирующей политики на европейском уровне.
В последние годы Польша постоянно добивалась особых условий для поддержки своей угольной промышленности и лоббировала против торговли квотами на выбросы СО2 в Европе. И сегодня восточноевропейские государства пытаются «размыть» европейский закон по борьбе с изменениями климата.
В Восточной Европе особенно много теплоэлектростанций, работающих на угле, поэтому там плохие показатели по выбросам углекислого газа. В одной только Польше при отказе от использования угля почти 75% электростанций придется переводить на экологические источники энергии.
Правда, в пятницу правительственная комиссия в Чехии заявила, что страна прекратит добычу угля к 2038 году. Уголь предстоит заменить, во-первых, возобновляемыми источниками энергии и, во-вторых, существующими и новыми атомными реакторами.
Последнее место и соответственно самые плохие оценки достались США. Причина — не только выход страны из международного соглашения по климату, инициированный президентом Дональдом Трампом, но и недостаточное использование возобновляемых источников энергии. Вероятно, теперь, при новом президенте Джо Байдене, все изменится.
Нижние позиции в рейтинге занимают и те разрушители климата, кто продолжает цепляться за зависимость от добычи нефти и газа: Саудовская Аравия (предпоследнее 60-е место), Канада (58-е), Австралия (54-е) и Алжир (43-е).
В Индексе эффективности борьбы с изменением климата не учитываются многие изменения, вызванные пандемией covid-19. Дело в том, что Germanwatch использует данные учреждений ООН и Международного энергетического агентства. А из-за отсутствия актуального анализа эти данные — двухлетней давности, то есть в последнем Индексе приведены цифры за 2018 год.
В общей оценке каждой страны показатели по выбросам парниковых газов составляют 40%, на оценку развития возобновляемых источников энергии и расход энергии приходится по 20%, на оценку политики в области защиты климата — также 20%.
Почему шведам легче
В Индексе учитываются голые цифры и конкретные улучшения. Имела ли страна лучшие или худшие предпосылки для своих усилий, неважно. Поэтому таким развитым странам, как Швеция с ее населением всего в 10 миллионов жителей, легче занять лидирующее положение в деле сохранения климата. Кроме того, благодаря своему прибрежному положению Швеция интенсивно обдувается ветрами и к тому же обладает большим количеством климатически нейтральных гидроэлектростанций.
У Швеции есть преимущество не только в сравнении с бедными странами. У Германии, например, также более сложное исходное положение. Германия — крупнейший производитель стали в Европе и, в отличие от Швеции, обладает многочисленными промышленными центрами, где сосредоточены предприятия тяжелой, химической и автомобильной промышленности. На производстве в Германии занято почти столько же людей, сколько в Швеции жителей.
С другой стороны, Швеция одной из первых еще в 1991 году ввела налог на выбросы СО2. Германия лишь с января 2021 намерена выдавать премии за снижение этих выбросов.
Без таких политических решений и Великобритания не была бы сегодня среди лидеров в борьбе за сохранения климата. Там отказ от использования угля с 2025 года уже предусмотрен законом — и это в стране, обязанной своим промышленным взлетом ископаемому топливу! Кроме того, с 2008 года там работает независимый консультационный центр по борьбе с изменениями климата — Committee on Climate Change. Каждый год он анализирует прогресс в климатической политике. Подобный орган должен появиться в Германии в следующем году.
В прошлую пятницу британское правительство объявило о новой, расширенной цели в области защиты климата: к 2030 году выбросы парниковых газов должны уменьшиться на 68% по сравнению с уровнем 1998 года. Климатологи приветствуют эту честолюбивую цель, но отмечают, что её реализацией следует заняться немедленно.
Премьер-министр Борис Джонсон как хозяин следующего саммита по климату в Глазго в ноябре 2021 года намерен послать впечатляющий сигнал, чтобы подвигнуть и другие страны к постановке высоких целей. До начала саммита все должны будут представить новые планы в области защиты климата. Пока о намерениях заявили 130 государств, но большинство стран еще не подали планы официально в ООН.