В воскресенье, 6 декабря, Национальное космическое управление Китая (CNSA) отрапортовало, что его лунный зонд «Чанъэ-5» успешно пристыковался к орбитальному комплексу и переместил на него собранные образцы породы с поверхности Луны. В середине декабря их должны доставить на Землю.
Сам факт получения лунной почвы сенсацией отнюдь не является: еще в 1969 году это впервые сделали США, а через год — СССР. Выдающимся является другое: КНР делает на Луне то, чего никто с 1976 года не делал, когда обе на то время супердержавы фактически отказались от своих космических программ, хотя сейчас думают изменить ситуацию.
По данным СМИ, китайским луноходом собрано 2 кг реголита. Для сравнения, в рамках американской программы «Аполлон» (шестью миссиями) было в общей сложности доставлено 382 килограмма породы, советской программы «Луна» — 425 грамм (три миссии). Но на самом деле, это не так и существенно, ведь речь идет, как все понимают, не о килограммах, а о большой политике.
Китайцев нисколько не беспокоит, что они следуют тем же путем, которым бежали наперегонки в 60-70-х годах Соединенные Штаты и Советский Союз. Китайцы — люди основательные, они никогда никуда не спешат и следуют собственной дорогой. Даже если для этого нужно изобретать велосипед снова и снова (и неважно, что в этом «велосипеде» многие детали подозрительно напоминают те, что раньше были изобретены конкурентами).
Как бы то ни было, а Китай на сегодня — единственное государство, которое предметно занимается нашим природным спутником. Во время этой миссии ставилась цель отработки ряда сложных маневров на орбите, в том числе с использованием беспилотного модуля и стыковки на лунной орбите. Китай первым в мире провел стыковку двух частей своего лунного модуля «Чанъэ-5» на орбите Луны на расстоянии 380 тысяч километров от Земли. Предшественники не использовали такую технологию, в частности, американские астронавты в 1972 году проводили маневр в ручном режиме.
Опыт, который КНР получает на протяжении уже пяти путешествий к Луне, позволит заложить технологическую основу для пилотируемых миссий, что является очередным шагом в лунной программе КНР, запланированном на 2036 год. А там, вероятно, и до создания станции дойдет. Колонизация или нет, но это точно поможет сделать возможным прыжок дальше — на Марс. Летом 2020 года Китай уже отправил свой первый марсоход «Тяньвэнь-1» к Красной планете.
Китайские шаги
О ценных полезных ископаемых руководители программы в этот раз не упоминали. Хотя в начале Лунной программы в 2003 году много говорилось о перспективах добычи и обеспечения человечества (китайцев) гелием-3, которого на Луне, по оценкам, не менее 500 тысяч тонн. Этот изотоп может использоваться для выработки энергии на термоядерных электростанциях. Правда, практическая целесообразность его в сегодняшних условиях выглядит довольно призрачно — стоимость лунного гелия будет действительно космической, не говоря уже о том, что технология собственно термоядерного реактора (токомака) до сих пор не разработана, и когда будет — неизвестно.
Что же касается других китайских исследований, то во время предыдущей экспедиции в начале прошлого года китайский зонд впервые сел на обратной стороне Луны, да еще и провел важный эксперимент: аппарат «Чанъэ-4» доставил на Луну семена хлопчатника, которые проросли. Ранее попытки по выращиванию растений в условиях низкой гравитации и высокой радиации не проводились. Если в будущем удастся выращивать в неземных условиях урожай, например, овощей, это колоссально расширит возможности долгосрочных космических экспедиций, в том числе — и на Марс.
На подготовку нынешней лунной миссии ушло 13 лет. Ее продолжительность — меньше месяца. Переворотом в науке это не стало, как и большинство предыдущих достижений КНР на космическом пути, но шагом в амбициозных планах Пекина — безусловно.
В ближайшие годы Поднебесная планирует создать многоразовую ракету-носитель и ввести до 2022 года в эксплуатацию собственную орбитальную станцию; активно развивает «орбитальную инфраструктуру» и продемонстрировала возможность уничтожать на орбите объекты с помощью противоспутникового оружия; вывела первый в мире спутник квантовой передачи информации и делает больше всего запусков по сравнению с другими странами.
Денег на это не жалеют, хотя Китай тратит на свою космическую программу в семь раз меньше США. Пандемия covid-19 внесла коррективы в космические планы американцев, которые вынуждены были отложить несколько запусков, но не остановила китайцев. Гонка в космосе набирает новые обороты и темпы. Основными ее участниками являются США и КНР. Но другие страны тоже не стоят на месте.
Японский прорыв
Одновременно с успехами китайского лунного зонда поступили сообщения из Японии: зонд «Хаябуса-2» Агентства аэрокосмических исследований Японии (Jaxa) после 6-летнего путешествия отправил на Землю капсулу с двумя образцами материала, собранного с поверхности и из искусственно сделанного кратера дальнего астероида Рюгу, возраст которого — 4,6 миллиарда лет, а расстояние от нас — 300 миллионов километров. Вес успешно доставленного материала — всего 1 грамм, но он сможет помочь пролить свет на происхождение жизни и формирование Вселенной.
«Мы все еще не знаем о происхождении жизни на Земле, и благодаря этой миссии, если сможем изучить и понять эти органические материалы с Рюгу, возможно, найдем органические материалы, которые были источником жизни на Земле», — заявил руководитель миссии Макото Йошикава.
Половина образцов будет передана Jaxa, американскому космическому агентству NASA и другим международным организациям, остальная часть будет храниться для дальнейшего изучения «по мере достижения аналитических технологий». Ученые считают, что материал, из которого состоит астероид, оставался неизменным со времен создания Вселенной, тогда как более крупные небесные тела претерпели радикальные изменения.
«Хаябуса-2» «выстрелил» капсулу на Землю и продолжает тем временем свою миссию. Он совершит серию оборотов вокруг Солнца, прежде чем приблизится ориентировочно в июле 2026 года к первому из астероидов под названием 2001 CC21 (цель — развить знания о том, как защитить Землю от астероидов). После этого зонд отправится к своей главной цели — шаровидному астероиду диаметром всего 30 метров — 1998 KY26. Ожидаемое прибытие к цели в 300 миллионах километров от Земли — июль 2031 года.