Историк Сергей Викторович Громенко — автор ряда книг о Крыме: «500 битв за Крым» (2016), «# Крым наш. Історія російського міфу» (2017), «Забута перемога. Кримська операція Петра Болбочана 1918 року» (2017), «250 років фальші: російскі міфи історії Криму» (2019). В прошлом 2019 году вышла также еще одна книга с его участием — «Ре-образ історії. Російська історична пропаганда та Україна», посвященная развенчанию типичных российских мифов. Поскольку одним из таких мифов является военная история города Севастополя, обращаемся к историку с просьбой рассказать об этом мифе подробно. Тем более, что С. В. Громенко является кандидатом исторических наук, а в прошлом — еще и крымчанин.
День: Сергей Викторович, прежде всего скажите, какое место занимает миф о Севастополе среди других мифов российской пропаганды?
Сергей Громенко: Из всех мифов «о славном прошлом великого русского народа» этот, пожалуй, самый известный. Более того, миф о Севастополе как «городе русской славы» является — по крайней мере на обывательском уровне — важнейшим аргументом в пользу поддержки аннексии Крыма. Этот миф прочно вшит в неосоветскую концепцию «Великой Отечественной войны», которая внедряется в Российской Федерации. Оборона Севастополя в 1941-1942 гг. в российском общественном сознании неотделима от битв за Москву, Ленинград, Сталинград и Курск. Выступать с критикой «героической обороны Севастополя» означает не только развенчивать современный системный миф России о ВОВ, но и непосредственно подводить себя под одну из статей Уголовного кодекса РФ.
Нынешняя российская власть немало сделала для «сакрализации» и русификации Севастополя. Этому способствовали и Черноморский флот РФ, и филиал МГУ, и страстные обращения к «соотечественникам» Юрия Лужкова. Это были основные причины, по которым россияне за последние 25 лет продолжали считать Севастополь «своим».
Миф о «городе русской славы» скрепляет воедино времена Российской империи, Советского Союза, а с недавних пор — и Российской Федерации. Поэтому так важно знать реальные события и факты, которые в этом мифе упускаются.
- Так в чем же суть этого мифа о Севастополе как неприступном городе?
Сергей Громенко: Любое поражение всегда порождает механизмы компенсации, которые помогают побежденным легче справиться с психологической травмой. Потеря Севастополя в результате англо-французского штурма в сентябре 1855 года не стала исключением. Российские аристократы были виноваты в некачественном вооружении (кто читал, пусть вспомнит «графа Чернышева» в «Левше» Лескова), офицеры — в плохом командовании («Гладко было на бумаге» Толстого). Правительство обвиняли в неудовлетворительном снабжении армии, а крымских татар (как и во время Второй мировой, не так ли?) клеймили как «предателей». Но, в конце концов, лучшей «психотерапией» стала героизация самого процесса обороны независимо от итогового результата — проигрыша в войне.
«Первооткрывателем» этого метода «психотерапии» можно считать декабриста и путешественника Михаила Бестужева, который уже 1 января 1856 года написал следующие строки: «Севастополь пал, но с такой славой, что каждый россиянин, особенно моряк, должен гордиться падением, которое стоит блестящих побед».
Царское правительство тоже направило много усилий и средств на поддержание культа героев битвы за Севастополь. Это послужило основой мифа.
По поводу этого мифа украинский исследователь С. Плохий писал: «Несмотря на значительное сходство между Севастопольским мифом и таким же популистскими мифами о Бородино и Иване Сусанине…, существует существенное различие между ними. Даже если все три можно назвать мифами о „защите отечества", Севастопольский миф был первым, основанный на событиях войны, которая проходила на ранее нерусской территории, аннексированной империей лишь за 70 лет до начала Крымской войны. С этой точки зрения Севастопольский миф представляет собой новый тип русской мифологии, который оправдывал и прославлял защиту новых имперских владений, полученных в восемнадцатом и девятнадцатом веках».
В «ленинские» времена миф забыли, а памятник Нахимову даже разрушили. Но в начале Зимней войны с Финляндией он снова оказался нужным. Упоминания о героизме защитников Севастополя применяли как для подъема боевого духа солдат, так и для объяснения советским гражданам якобы «традиционно» враждебной позиции Англии и Франции. В этот же период появился монументальный роман-эпопея «Севастопольская страда» Сергея Сергеева-Ценского, воспевающий первую оборону города.
Во время Второй мировой использование Сталиным после немецкого вторжения русского национализма как средства мобилизации боевого духа, осада Севастополя вермахтом в 1941-1942 гг. и послевоенный вал мемуаров и художественных произведений сделали возрождение мифа о Севастополе делом решенным. В течение 40-80-х годов вышли в свет более 200 песен, посвященных Севастополю, в том числе в известных фильмах. По этому показателю Севастополь не уступает даже Москве. И понятно, что концепт «русскости» Севастополя никуда из них не делся, а с распадом Советского Союза только усилился. Приведу примеры таких песен только за последние несколько десятков лет: «И над Россиею, над всею Россией, плывёт наш город белым кораблём» (Юрий Богатиков, 1987), «Это Крым, и по совести — это Россия! Это Крым, здесь везде только русская речь» (Вика Цыганова, 2006), " Этот город вернется назад — Севастополь останется русским! " (Александр Городницкий, 2007), «Так превращалось Русское море в кладбище кораблей» (группа «Иван Царевич», 2007), «Там за моей и за твоей спиной — великий русский город Севастополь» (Александр Маршал, 2010).
«Высокая поэзия» также не пренебрегала «севастопольским» акцентом: На осколках нашей сверхдержавы / Величайший парадокс истории: / Севастополь — город русской славы, / Но… не на российской территории! (А. Николаев).
Не отставал от поэтического дискурса и дискурс научный (или, еще точнее, «научно-политический»): «Оборона Севастополя является удивительной летописью о патриотизме, самоотверженности военных и доблести русского народа. Только русский моряк и русский солдат могли создать такую поразительную историческую драму, написанную на русской кровью», — писал в свое время известный российский историк Е. Тарле.
В наиболее полном, «каноническом» виде миф о Севастополе как «городе русской славы» изложены в песне «Легендарный Севастополь», написанной специально к 100-летию начала «первой обороны» города и десятилетию изгнания из него нацистских оккупантов. Впервые ее публично исполнил 25 июля 1954 Ансамбль песни и пляски Черноморского флота, а ровно через 40 лет — 29 июля 1994 года — она была утверждена как городской гимн.
В наше время к этим одам, разумеется, прибавился и В. Путин: «Крым — это Севастополь, город-легенда, город великой судьбы, город-крепость и Родина российского Черноморского военного флота. Крым — это Балаклава и Керчь, Малахов курган и Сапун-гора. Каждое из этих мест является святым для нас, это символы русской военной славы и невиданной доблести». Как следствие, статус Севастополя как города «русской » славы начали использовать в качестве одного из важных оправданий аннексии Крыма.
Но особенно заслуживает внимания припев, потому что в нем ярко раскрыты обе составляющие мифа о «городе русской славы». Согласно ему, Севастополь, во-первых, «неприступный для врагов», а во-вторых, «гордость русских моряков».
— Сергей Викторович, но часть граждан Украины хорошо знает, что Севастополь захватывали, и не раз. Так действительно ли неприступным был этот город?
Сергей Громенко: Начнем с разоблачения, ну, вполне «маленькой» лжи, которую считают большой «правдой». Речь идет о том, что Севастополь якобы неприступный для врагов. Эта фраза настолько глубоко отпечаталась в подкорке подавляющего большинства россиян и даже многих украинцев, что познание исторической реальности действительно шокирует. Однако изложенные ниже факты должны быть широко известны не только взрослым, но и школьникам, причем как в Украине, так и в России.
Прежде всего отмечу, что Севастополь пережил не две, а пять осад, потому пафосные медали «За третью оборону Севастополя» на груди некоторых граждан выглядят крайне странно. Среди этих пяти осад две действительно отличались интенсивностью и продолжительностью боевых действий, поэтому их можно назвать «большими». Сведения о них есть в каждом учебнике истории: это осада Севастополя во время Крымской войны в 1854-1855 гг. и осада во время Второй мировой войны в 1941-1942 гг. В результате этих двух «больших» осад сначала русская, а затем и советская армии город врагу отдавали.
Кроме того, город пережил еще три «малые осады», которые не попали в «канон» и не стали частью мифа о «городе русской славы».
- 1. Осада города немецкими войсками с26по29апреля 1918г.; его защитниками были красногвардейцы и матросы-черноморцы. В предпоследний день немцы прорвали фронт на Альме, и большевики, не имея возможности удержать город, на рассвете 29 апреля начали эвакуацию. Кстати, именно тогда, 29 апреля, корабли ЧФ подняли украинские флаги. Наследующий день, 30 апреля, часть судов под обстрелом немцев попыталась вырваться из бухты. 1 мая немцы без всякого сопротивления заняли Севастополь.
- 2. Осада города рабоче-крестьянской Красной армией с 15 по 28 апреля 1919г.; защитниками были французы. Столкновения начались в районе Балаклавы, где продвижение красноармейцев было задержано огнем союзного флота. В течение следующей недели стороны несколько раз объявляли перемирие, но боевые действия начинались снова. 23 апреля стороны пришли к окончательному соглашению, и 28апреля англо-французская эскадра вышла из севастопольских бухт на внешний рейд. 29 апреля в город вошли первые «красные» части.
- 3. Осада города Советской армией с 16апреля по 9-12 мая 1944г.; защитником был Вермахт.16апреля советские части попытались сразу взять Севастополь, но, несмотря на определенные успехи, до 18 апреля сумели захватить лишь Балаклаву и Федюхины высоты. С 26 апреля наступление прекратилось, бои перешли в позиционную фазу. 5 мая советские части пошли в атаку с северной, а 6 мая — с южной стороны. Штурм Сапун-горы начался 7 мая, а 9 мая Севастополь полностью был взят. После того, как немцы покинули город, поднялся бой за рубежи на мысе Херсонес, где Вермахт удерживал позиции до 12 мая.
В целом во всех пяти битвах за Севастополь его защитники не смогли отстоять город ни разу! Поэтому недоступность Севастополя существует только в строках гимна и в воображении ура-патриотов, а в реальности город брал каждый, кто его штурмовал.
- Сергей Викторович, а как тогда относительно второй составляющей мифа, а именно той его части, которая касается славы защитников?
Сергей Громенко: Ситуация со «славой» защитников Севастополя лучше, но и она испорчена советским способом ведения войны. Если битву за город между Российской империей и европейской коалицией в 1854-1855 гг. можно считать «рыцарской» (насколько это вообще допустимо для XIX в. и без учета несостоятельности руководящих кругов империи), то в 1941-1942 гг. все было совсем иначе.
Ни у кого нет претензий к советским солдатам и матросам, которые выполнили свой долг до конца, а вот к военному и политическому руководству их накопилось более чем достаточно. Только типично коммунистическим, беспощадным отношением к бойцам как к расходному материалу можно объяснить следующие факты:
- 1. 23 июня 1941года, наследующий день после немецкого вторжения, воды возле Севастополя были заминированы для защиты от итальянского и немецкого флотов. В результате вражеские суда в Черном море так и не появились, а вот советские корабли потеряли свободу маневрирования и часто становились удобными мишенями для Люфтваффе — немецкой авиации.
- 2. В течение всей битвы за Севастополь Черноморский флот больше «отсиживался» в кавказских портах, чем поддерживал защитников города корабельным огнем. В период с 31 октября по 3 ноября большинство судов покинули Севастополь и спрятались в Батуми, Поти и Туапсе. Позже часть из них вернулась, но было уже поздно. Тогда же в городе отсутствовал и командующий флотом адмирал Филипп Октябрьский.
Но эти ошибки выглядят бледной тенью на фоне предательства командования севастопольского гарнизона летом 1942 года. Дело в том, что из обреченного города вывезли только высшее командование и партийные архивы, а его рядовых защитников бросили на произвол судьбы. Этот эпизод прекрасно показан в современном фильме «Несокрушимая» (в российском прокате он называется «Битва за Севастополь»).