Как сообщает авторитетное гонконгское издание South China Morning Post, объявляя во вторник 15 декабря о своем официальном визите в Индию, премьер Джонсон одновременно заявил о приглашении на запланированный на будущий год саммит G7, хозяйкой которого станет Британия, гостей в составе Индии, Австралии и Южной Кореи. Как известно, ранее с таким приглашением выступал Трамп, но саммит под эгидой США в нынешнем году не состоялся под предлогом коронавируса. В списке Трампа числилась и Россия, но теперь ее оттуда вычеркнули.
Пока не определено ни место, ни время проведения саммита. Непонятен также его формат — будет ли это личная встреча лидеров, или их общение будет проходить в режиме видео-конференции.
Наблюдатели отмечают, что за этими заявлениями британского лидера скрываются два мощных фактора. Во-первых, это активно декларируемое сейчас желание Британии принять гораздо более активное участие в формировании новой стратегической конфигурации в Индо-Тихоокеанском регионе и в мире вообще. И во-вторых, активизация коллективного антикитайского дискурса в политике Запада в свете призывов Байдена пересмотреть ставку на одностороннее противостояние США с Китаем и заменить его многосторонним альянсом. В этом контексте происходит активизация «четырехстороннего соглашения по диалогу» QUAD (США, Япония, Индия и Австралия), развитие деятельности военно-разведывательной группировки «пять глаз» и т. д.
South China Morning Post выделяет особые расчеты, которые в этом контексте Британия связывает с Индией. Британско-китайские отношения в настоящее время «достигли дна». Это связано с неприятием Лондоном политики безопасности Китая в Гонконге и широкими санкциями, наложенными Британией на китайскую высокотехнологичную продукцию типа сетей 5G корпорации «Хуавэй». В этих условиях напряженность в китайско-индийских отношениях играет Лондону на руку.
В экспертных кругах особо отмечают, что предстоящий визит Джонсона в Дели — всего лишь второй визит британского премьера в Индию за все время ее независимости (первый совершил Джон Мэйджор в 1993 году). Британский премьер не скрывает связанных с ним расчетов. В частности, он заявляет: «Индия в настоящее время становится незаменимым партнером Великобритании в связи с тем, что начинает играть роль основного игрока в Индо-Тихоокеанском регионе. Мы будем вместе обеспечивать наш взаимный рост, создавать рабочие места, противодействовать общим угрозам и защищать нашу планету».
Как подчеркивает газета, посетивший Индию только что министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб заявил на пресс-конференции: «Британия придерживается курса на более глубокое военное и стратегическое партнерство с Индией, которое могло бы дать ответ на новые вызовы, в том числе в космосе и киберпространстве. Мы будем активно взаимодействовать с Индией в области телекоммуникаций, в том числе в области технологий 5G, чтобы сделать их более защищенными и гибкими».