Вот уже почти два года в Висбю на полигоне старой казармы Panzer 18 вновь раздаются автоматные очереди. Альфред и Аксель ведут из AK-5 огонь стоя и лежа по расположенным в полусотне метров мишеням. Первый приехал из Стокгольма, второй — из Норрчепинга. Оба они сами решили пройти военную службу. «Вас кормят, обеспечивают жильем, платят 500 евро в месяц и еще 5 000 по окончанию контракта… неплохой старт в жизни», — считает Альфред. Они променяли спокойную студенческую жизнь на подъем в 5:30 и участие в учениях, которые оставили след в памяти Акселя: «Как-то мы два дня не ели и не спали, но я ни о чем не жалею. Здесь мы научились многому, что позволит нам быть позднее полезными обществу».
В 2017 году Швеция решила восстановить военную службу после семилетнего перерыва и год спустя собрала первых призывников. Она так и не стала обязательной (для потребностей армии достаточно 4 000 — 5 000 добровольцев), но этого хватило для повторного открытия части в Висбю. Речь идет о столице острова Готланд, который расположен в четырех часах плавания от Стокгольма напротив бывшего «Восточного блока». Первый шведский гарнизон обосновался здесь еще в 1811 году для противодействия рейдам со стороны Российской империи. На пике гарнизон насчитывал 2 000 солдат и 1 000 призывников, но был распущен в 2005 году, когда мир окончательно отошел от эпохи холодной войны.
Его нынешнее восстановление вовсе не напоминает боевую тревогу. «Вооруженные силы серьезно сократились с 2000-х годов, и мы не можем сразу все восстановить, — говорит полковник Маттиас Ардин, который провел большую часть карьеры на этом стратегическом острове. — В настоящий момент мы завершаем первую фазу возврата: 300 человек персонала и военных, а также призывники». Тем не менее все взгляды, как и два века назад, обращены на восток: «Для противостояния нестабильности вокруг Балтийского моря нам вновь потребовалось постоянное военное присутствие в Готланде». Перевооружение этого аванпоста, откуда шведы регулярно наблюдают за незаконным проникновением российских самолетов и подлодок (калининградская база расположена всего в 300 км отсюда), сулит и другие инициативы подобного рода.
К 2025 году шведская армия намеревается оснастить корветы системами ПВО, обновить ракетный арсенал и приобрести еще одну подлодку. Число солдат и офицеров увеличится с 60 000 до 90 000, а контингент призывников — с 5 000 до 8 000, что требует формирования шести полков. Для размещения сил будут вновь открыты армейские части (как в Висбю). Министр обороны видит в этом способ «укрепить народную поддержку вооруженных сил в стране».
Военные будут вновь развернуты в Уппсале, Кристинехамне, Гетеборге и всех более-менее крупных шведских городах. Как бы то ни было, больше всего военных ждут в Фалуне (горнодобывающий город в центре страны), затерянном посреди Лапландии Арвидсъяуре и Соллефтео (лен Вестерноррланд). С уходом военных они растеряли большую часть своих жизненных сил и теперь надеются на новое начало. «Это по-настоящему прекрасная новость, — говорит Маджид Сафаэ, пресс-секретарь мэрии Соллефтео (9 000 человек). — Исторически наш регион формировался вокруг гидроэнергетики, лесной промышленности и двух этих полков. Когда они ушли 15 лет назад, исчезла целая военная культура и наследие… Это создало большой вакуум».
Укрепление армии в стране, которая вот уже 200 лет не сталкивалась с конфликтами на своей территории и не входит в НАТО, вызывает определенное недовольство. Как бы то ни было, Петер Хультквист не согласен с утверждениями о традиционном пацифизме Швеции: «У нас были четвертые по силе в мире ВВС в начале 1960-х годов, мы могли развернуть более 800 000 солдат во время холодной войны… Система военной службы существует на протяжении более века». Остров Готланд играет важную роль в подобном утверждении суверенитета: он первым вернул свой полк. В 2016 году социал-демократическое правительство добилось отмены проекта аренды порта для содействия в строительстве газопровода «Северный поток — 2», а год спустя прошли международные учения «Аврора», в которых отрабатывалось нападение на Стокгольм и Готланд со стороны «условного противника с востока».
Стоит отметить, что этот остров с населением в 60 000 человек, средневековой стеной вокруг столицы и привлекающими летом туристов пляжами вовсе не похож на крепость, которая призвана дать отпор русскому медведю. В проданных зданиях казармы Р18 сегодня расположены городские службы и частные предприятия. На предназначавшейся для танков мойке сейчас чистят автобусы. У призывников, которые разместились в новых казармах в десяти километрах к югу от города, практически нет возможности засесть в местных барах, особенно в период пандемии. Как бы то ни было, предприниматели довольно потирают руки: армия уже инвестировала порядка 100 миллионов евро. «Это хорошо для занятости, а также жилищного сектора и образования, потому что военные приедут сюда с семьями, — говорит заместитель мэра Висбю Йеспер Скальберг. — Военные принесли с собой много хорошего, когда их было много на Готланде. Люди помнят об этом».