В 1998 году, когда Билл Клинтон погряз в скандале с Моникой Левински и запятнанным синим платьем, едва не стоившим ему президентского кресла, русские хакеры внедрялись в компьютеры американского правительства, чтобы осуществить одну из крупнейших краж разведывательной информации за всю историю. Спустя два десятилетия, когда Америка бьется в конвульсиях другой драмы с участием президента, на сей раз, Дональда Трампа, отказывающегося признать свое поражение на выборах, русские снова нанесли сокрушительный удар, осуществив кибератаку, которую кое-кто приравнял к объявлению войны.
Следователи, занимавшиеся расследованием масштабной атаки 1990-х годов, назвали ее операцией «Лабиринт лунного света». О ней стало известно из статьи в «Санди Таймс», которую я написал в июле 1999 года. Я вспоминаю, как один американский технический специалист, пытавшийся защитить компьютерную сеть, изумленно смотрел, как у него из-под носа в Москву уплывает секретный документ военно-морских сил.
В те дни кибервойна была в зачаточном состоянии, и эта атака застала США врасплох. После краха коммунизма Россия переживала экономический кризис почище американской Великой депрессии, и казалось, что никакой опасности она не представляет. На сей раз у нас нет никаких оправданий.
Проведение операции «Лабиринт лунного света» совпало по времени с приходом к власти никому не известного бывшего российского разведчика по имени Владимир Путин, которого в июле 1998 года назначили руководителем преемницы КГБ Федеральной службы безопасности. Спустя два года он сменил Бориса Ельцина на посту президента. С тех пор Запад неоднократно ошибался в своих представлениях о России, в отчаянии надеясь на то, что она начнет развиваться в либеральном направлении. Это дало Путину возможность заткнуть нас за пояс при реализации своих безграничных амбиций. Он стал бесспорным победителем в «гибридной войне», которая ведется в «серой зоне», не переходя порог реального вооруженного конфликта. Оружием этой войны являются кибератаки и дезинформация.
Мастерское освоение этого теневого искусства, включающего распространение фейковых или вводящих в заблуждение новостей, и применение других методов политической пропаганды, которые в Москве называют «политтехнологиями», позволило России занять место не по рангу. А Путин вдохновляет диктаторов всего мира, обеспечивая России враждебное влияние, не уступающее по своим масштабам ее обширной географии (11 часовых поясов). Но все это абсолютно не соответствует ее крошечной и барахтающейся в проблемах экономике, в основе которой лежит экспорт нефти и газа.
На международной арене Путин добивается успехов, восстановив часть того влияния, которым Кремль пользовался в советские времена на Ближнем Востоке. Но внутри страны обстановка в последнее время складывается для него не лучшим образом. Снижение уровня поддержки Путину за 20 лет его президентства наглядно продемонстрировало недавнее видео. На нем люди матерно ругают человека с эмблемой путинской правящей партии, который пытается собирать подписи в поддержку ее лидера. Это видео широко разошлось по сети.
Третье десятилетие во власти 68-летний Путин отмечает еще более самовластными методами правления. Недавно он подтасовал результаты референдума по конституции, что позволит ему править страной до 2036 года. Но он чувствует себя незащищенным, примером чему стал законопроект, который Путин недавно провел через парламент. Он дает ему и членам его семьи пожизненный иммунитет от судебного преследования. Однако в эпоху социальных сетей тактика запугивания уже не работает.
В стране вспыхивают протесты против коррупции и бедности. На прошлой неделе был установлен потолок цен на продукты питания, и это стало очередным примером того, насколько Путин со своими дружками боится народного восстания. Их преследуют призраки хлебных бунтов 1917 года и дефицита продовольствия в 1990 и 1991 годах, которые привели к невиданным потрясениям.
За 70 лет коммунизма у россиян сформировалось знаменитое конспирологическое мировоззрение, в основе которого лежит вековой страх перед окружением. Путин любит объяснять все свои беды происками врагов, а не тем, что он делает вместе со своими друзьями-клептократами. В его представлении Россия постоянно находится в осаде, окруженная намного более сильным Западом, чьи разведслужбы денно и нощно причиняют ей беспокойство. Та же самая паранойя привела к распаду Советский Союз, который тратил значительные ресурсы и человеческий капитал на бой с тенью, вместо того, чтобы повышать уровень жизни народа.
Эти заблуждения снова дают о себе знать, когда Москва реагирует на сообщения прессы, в том числе, на мою статью в воскресном номере журнала «Санди Таймс». Там сообщалось, что агенты ФСБ несколько раз пытались (неудачно) отравить в этом году в Сибири веществом нервно-паралитического действия яростного критика Путина Алексея Навального. Государственные СМИ ополчились на меня, назвав «русофобом» за то, что я имел наглость высказать подобные предположения. А путинский пресс-секретарь Дмитрий Песков на брифинге для прессы назвал мое сообщение «чушью». Это один из его любимых терминов для высмеивания западных СМИ. «Низкопробный вымысел» — еще один термин.
Кремль с самого начала настаивает на том, что отравление было вымыслом и составной частью западного заговора. Он продолжает утверждать это по сей день, хотя немецкие и прочие европейские лаборатории нашли в крови у Навального следы нервно-паралитического отравляющего вещества типа «Новичок».
Всякий раз, когда Кремль совершает преступления, будь это аннексия Крыма, случайно сбитый в 2014 году в небе над восточной Украиной малазийский авиалайнер или вмешательство в президентские выборы в США в 2016 году, он твердит о своей невиновности, обычно делая это нелепо, смехотворно, опровергая действительность. Но на своей прошедшей в четверг пресс-конференции Путин дошел до новой крайности.
Он отмел выводы организации Bellingcat, проведшей расследование и выявившей отравителей Навального из ФСБ (она, кстати, выявила и российских агентов, осуществивших в 2018 году отравление в Солсбери). Путин назвал это дезинформацией западных спецслужб. Со зловещей ухмылкой он добавил, что если бы российское государство хотело ликвидировать Навального, оно «довело бы это дело до конца».
44-летний юрист и борец с коррупцией Навальный по-другому объясняет неудачную попытку ФСБ убить его. Дело не в недостатке попыток. Это просто симптом общего упадка в России. Он проиллюстрировал это видео, размещенным в онлайне, которое на вчерашний день набрало более 15 миллионов просмотром. Там показано, как люди умирают от коронавируса в больничных коридорах. «Все разваливается», — сказал он. Даже спецоперации государственной безопасности по ликвидации критиков власти, таких как он сам.
Но в России все могло бы быть намного лучше. У нее есть потенциал, есть интеллектуальные ресурсы, позволяющие лидировать в некоторых областях, включая компьютерные технологии, направленные на законные цели. В конце концов, соучредитель «Гугл» Сергей Брин родился в семье московских математиков. Но как и в советские времена, паранойя извращает выдающиеся способности, направляя их не на достижение коммерческого успеха, а на порочные цели. В результате многие образованные россияне покидают страну в поисках более нормальной жизни за рубежом.
В лагере Джо Байдена существуют серьезные опасения, что испытывая провалы и неудачи, Россия может начать огрызаться и набрасываться на других, и что Путин, добиваясь поддержки населения, начнет еще более масштабную националистическую кампанию против Запада. Во времена холодной войны у нас была последовательная коллективная стратегия сдерживания. Нам снова нужна такая стратегия, чтобы справиться с гибридными ухищрениями Путина.