Это видно еще и по тому, что в интернете массово искали лайфхаки для профилактики covid-19: как сшить маску и правильно носить ее, как приготовить антисептик. Те, кто не убереглись от covid-19, гуглили, как лечиться и вернуть обоняние.
В десятку самых популярных покупок, на фоне респираторов и пульсоксиметров, прорвались только iPhone 12 и «картины по номерам». А в словарь вошло новое слово «локдаун».
«Страна» проанализировала, каким был для украинцев 2020 год через призму «Гугл» и что их волновало в 2019 году, когда еще никто не знал, что как изменит жизнь коронавирус.
Какие лайфхаки искали украинцы
Поисковая активность украинцев во многом была связана с самой актуальной темой — коронавирусом. По мере развития событий менялась актуальность запросов.
«Как сшить маску». В феврале, когда «вирус из Уханя» набирал обороты, и украинцы бросились в аптеки за масками, выяснилось, что они подорожали в 20 раз. До пандемии простые медицинские маски можно было купить за 50-70 копеек за штуку, а в феврале они же продавались уже по 5-10 гривен. Стремительно подорожали и респираторы.
Кроме того, они вообще практически пропали из продажи. В апреле маски в Украину с помпой привезли из Китая на самом большом транспортном самолете «Мрия». А пока был дефицит украинцы массово гуглили, как пошить такие маски самим. Частные предприниматели быстро наладили пошив востребованного товара, а дизайнеры превратили маски в модный аксессуар.
«Как сделать антисептик для рук». В дефиците в начале карантина оказался и антисептик. Этот стратегический товар, которым советовали обрабатывать руки для предотвращения заражения, быстро раскупили. В ответ украинцы начали искать рецепты антисептиков. Из этих рецептов в десятку популярных запросов вошли слова «глицерин» и «антисепттик».
«Как лечить коронавирус». С ростом числа заболевших стал расти запрос, как передается коронавирус, как его лечить. Минздрав утверждал и менял схему лечения по мере того, как выяснялась эффективность или неэффективность препаратов. Например, из протокола исключили «Лопинавир» и «Ритонавир». Также был пересмотрен протокол использования гидроксихлорохина.
Кроме того, если в самом начале пандемии в больницы забирали абсолютно всех заболевших, к концу года, когда ежедневно регистрируют более 10 тысяч новых случаев, в больницах мест хватает далеко не всем. Большинство же заболевших лечатся дома на самоизоляции.
В связи с этим появился спрос на пульсоксиметры. Это еще один популярный запрос в Гугл. А украинцы стали разбираться в сатурации, поскольку контролировать процент насыщения крови кислородом во время covid, оказалось жизненно важным.
«Как вернуть обоняние». За год выяснилось, что covid-19 по симптомам и течению оказался многоликим, но многие жаловались на утрату обоняния и вкуса во время болезни.
«Как выйти замуж». Коронавирус коронавирусом, но на Украине искали и не связанные с ним вещи, например, «как выйти замуж, как удалить аккаунт в инстаграм и «как сделать всё хорошо».
«Как умерла Свинка Пеппа». Неожиданно в сети поднялся ажиотаж по поводу известий о том, что умерла Свинка Пеппа — популярный персонаж мультфильмов. В действительности у официальных создателей популярного мультфильма таких мыслей не было.
Шум наделали пару роликов в сети и рассказы блогеров, где они фантазируют на тему альтернативной истории, в которой родители решают применить эвтаназию для больной Пеппы.
Что касается покупок, то 8 из 10 самых популярных товаров были связаны с коронавирусом, его лечением и профилктикой: маски медицинские, пульсоксиметры, респираторы, антисептики, глицерин, парацетамол, кварцевые лампы, кислородные концентраторы.
Единственные два пункта напрямую не связанные с коронавирусом — iPhone 12 и «картина по номерам», хотя не исключено, что интерес к последним вырос за время жесткого локдауна и самоизоляции.
Украинские запросы, которые в 2019 году вышли в топ Google, были более разнообразными и не связанными с болезнями.
Их интересовали технические подробности работы Инстаграм и как перевести деньги с телефона на телефон. В докарантинные времена массово гуглили, как есть авокадо, как ухаживать за орхидеями и сделать слайм без клея.
Десятка самых популярных запросов «Как?» в 2019 году:
Как сделать Инстаграм темным?
Как удалить аккаунт Инстаграм?
Как узнать свой номер телефона?
Как проверить себя в списках избирателей?
Как говорят животные?
Орхидея как ухаживать?
Как кушать авокадо?
Как перевести деньги с телефона на телефон?
Как сделать слайм без клея?
Как завязать шнурки?
Деньги же в основном тратили на авиа и железнодорожные билеты, билеты на футбол и гаджеты.
Десятка самых популярных покупок в 2019 году:
iPhone 11
Автокресло
МАУ билет
Укрзалізниця билет
Бустер
IQOS
Вентилятор
Украина Португалия билеты
Электросамокат
Мини-кондиционер.
Запросы на русском
Как свидетельствует отчет Google, самые топовые запросы от украинцев были на русском языке. Пользователи массово интересовались не «що таке», а «что такое», не «як», а «как». В десятке главных запросов года также ни одного на украинском языке:
1. Коронавирус
2. Коронавирус рекомендации
3. Выборы в США
4. Google classroom
5. Симптомы коронавируса
6. На урок
7. Холостячка
8. Праздники 2020
9. Карантин в Украине
10. Zoom
Топ-10 запросов в Гугл-2020
На украинском искали только оригинальные названия украинских фильмов, сериалов и тв-шоу. Один фильм — «Скажене весілля 2», один сериал — «Спіймати Кайдаша». А вот среди тв-шоу в десятке пять отечественных: «Танці з зірками», «Супер топ-модель по-українськи», «Голос країни 2020», «Від пацанки до панянки», «Наречена для тата».
Ранее аналогичный отчет за год сделали в Yotube. Выяснилось, что в уходящем 2020 году украинцы слушали в основном российских исполнителей в YouTube. А если и украинских — то русскоязычных. В топ-10 клипов в трендах попали только две видеоработы украинских артистов — это группа Artik & Asti и дуэт Дмитрия Монатика с Верой Брежневой. Все остальное — это российские исполнители, а также премьерные видеоклипы российских блогеров.
Что касается персон года, то если в 2019 году среди первой десятки были семь украинцев, в 2020 году в ТОП-10 персон по запросам украинцев в Google попал только умерший мэр Харькова Геннадий Кернес.
Учитывая, что поисковиком пользуются чаще люди более молодого возраста, то очевидно, что этот огромный пласт населения не просто русскоязычный, а считает этот язык родным. Что лишний раз ставит вопросы к проводящейся в стране политике украинизации — которую с оглядкой на результаты Google можно смело называть насильственной.