Российский глава государства Владимир Путин не спешил поздравлять Джозефа Байдена, победившего на недавних президентских выборах в Соединенных Штатах. Объективно у него не было причин, чтобы торопиться с поздравлениями. И только тогда, когда результаты голосования по всем подсчетам и параметрам стали официальными, новоизбранный президент смог насладиться подлинной победой.
В прошлый вторник Кремль наконец направил поздравительную депешу, в которой в соответствии с протоколом пожелал Байдену успешной работы, напомнив, что Россия и Соединенные Штаты несут ответственность за поддержание мира во всем мире и всеобщую безопасность. Кроме того, Кремль выразил надежду, что две страны, несмотря на различия, сумеют ответить на вызовы, стоящие перед ними.
Объясняются ли «колебания» Москвы желанием уважить американские демократические традиции, или это знак недовольства решением местных избирателей? Каждый объясняет это в соответствии со своим видением. Тем не менее стоит отметить, что поздравления из Кремля новоизбранным американским президентам никогда не приходили раньше, чем сам факт смены власти не становился неоспоримым.
Учитывая, как прошли выборы, и в каких обстоятельствах победил Байден, напрашивается вопрос: почему многие другие столицы, даже самые влиятельные, поздравили нового постояльца Белого дома еще до объявления решения граждан Соединенных Штатов? Неужели кто-то заранее знал имя победителя, и почему все это выглядело как неявное давление на членов счетной комиссии, единственных, кто уполномочен официально признать победу того или иного кандидата? Неужели некоторые прежние союзники, поспешив поздравить его конкурента, откровенно дали понять Трампу, что больше с ним не считаются?
Но выборы прошли, и главный вопрос, который встает сейчас: какой будет будущая политика Соединенных Штатов? Я напомню, что Джо Байден, за исключением периода президентства Барака Обамы, никогда не был ключевой фигурой в вашингтонской администрации. Именно поэтому теперь ему придется привыкать к управлению самой мощной страной Запада. Перед ним — серьезные вызовы в лице России и Китая.
Выстроить единый фронт против самой большой и самой густонаселенной страны в мире невозможно по нескольким причинам: экономическим, военным и политическим. Ясно, что из-за всего вышеперечисленного США придется смягчить политику по отношению к одной из упомянутых стран. Многие ожидают, что это смягчение коснется отношений именно с Россией.
Как пишет в немецком «Штандарте» Герхард Мангот: «Личные отношения между Байденом и Путиным будут, несомненно, сложными. Напомню, что в свое время новый американский президент называл своего российского коллегу „бандитом из КГБ" и говорил, что не видит в его глазах души. В общем, Байден не собирается дружить с Путиным», — заключает Мангот, отмечая, что вряд ли можно ожидать скорой встречи двух лидеров.
Нет сомнений в том, что Вашингтон сделает главный акцент на соблюдение прав человека, события на Украине, на Кавказе, в Белоруссии, Болгарии, Молдавии, а также на растущем влиянии России на Ближнем Востоке… Если бы Байден захотел повернуть время вспять и вернуть период правления предшественника Путина Бориса Ельцина, сначала ему пришлось бы справиться с происходящим в Европейском Союзе. Единственное, что ему в этом помогло бы, — это идеологическое разобщение европейцев и их восточного соседа, однако в XXI веке подобное неосуществимо. Вообще мало кто верит в возможность восстановления прежней единой политики США и Европейского Союза в отношении России.
Более вероятно, что США вернутся к СНВ III, подписанному с Россией в Праге в 2010 году, вступившему в силу пятого февраля 2011 года и действовавшему на протяжении десяти лет. Во время предвыборной кампании Байден пообещал избирателям продлить этот договор минимум на пять лет без дополнительных договоренностей. Сдержит ли он свое слово, увидим.
Вопрос и в том, какие планы новый глава государства строит насчет союзников в Европе, ведь именно там США вступают в прямую конфронтацию с Россией. Дальнейшее расширение НАТО на восток остановилось на границах уже упомянутых стран-членов бывшего соцлагеря. Американцы не привыкли долго выжидать момента, чтобы перейти к действиям. Напротив, они готовы действовать, особо не задумываясь о возможных последствиях. Особенно если на авантюру они толкают европейских членов альянса. А упомянутые страны и без того побаиваются своего восточного соседа.
В общем, многие считают, что Россия не окажется первой в списке внешнеполитических приоритетов Байдена. Скорее это место займет Китай. До сих пор Вашингтон не давал Москве «выдохнуть», особенно в период глобальных экономических проблем. Но теперь того требуют обстоятельства.