Как дела у Выборга, как он сейчас выглядит? Как Выборг поживает без финских туристов?
Финны часто задавались этими вопросами во время карантина. В середине марта Финляндия и Россия закрыли границы, чтобы остановить распространение коронавируса.
Тогда многие думали, что все это на пару недель — или, в худшем случае, на пару месяцев. Однако границы закрыты уже больше восьми месяцев, и, похоже, ничего не изменится и следующей весной: в России ситуация с эпидемией коронавируса гораздо хуже, чем в Финляндии.
Закрытие восточной границы напомнило финским любителям Выборга знаменитый железный занавес: Выборг и финнов вновь разлучили.
Тысячи финнов были вынуждены отменить летние поездки на историческую родину своих семей. Пришлось забыть про шопинг и дешевый бензин, как и про кутеж в стиле старых добрых традиций «водка-туризма».
Что же изменилось в Выборге за время отсутствия финнов? Искать ответ мы начнем в отеле «Дружба», легендарном месте размещения финских туристов.
«Мы ужасно скучаем по финнам. И я говорю так не только потому, что мы потеряли деньги и клиентов. В первую очередь мы утратили контакт с нашими добрыми друзьями», — рассказывает руководитель отеля Игорь Дёмкин. Он не только управляет отелем, но и входит в состав городского совета депутатов, а многих финнов знает лично.
«Что имеем — не храним, потерявши — плачем. Так с нами произошло и сейчас, когда закрыли границу. Мы очень сильно скучаем по финнам, да и сами хотели бы еще побывать в Финляндии», — сетует Дёмкин.
Для выборгских предпринимателей этот коронавирусный год не был полной катастрофой. Отсутствие финнов восполнилось внутренним туризмом. Период с начала лета до поздней осени был для города очень насыщенным.
Когда летом Россия начала ослаблять коронавирусные ограничения, в Ленобласти — а значит, и в Выборге — начали открываться магазины, парикмахерские, музеи и рестораны. В Москве и Санкт-Петербурге эти ограничения еще сняты не были.
«В конце мая газета Metro писала, что Ленобласть ослабила ограничения, и туда устремилась вся страна».
По словам Александра Смирнова, директора музея «Выборгский замок», сначала российские туристы приезжали с очень простыми запросами.
«Сотрудники информационно-туристского центра Выборга рассказывали, что в начале лета российские туристы чаще всего интересовались открытыми торговыми центрами».
Для отелей и ресторанов российские туристы были настоящим спасением, однако в восторге были далеко не все выборжане.
«Многим из нас приятнее было бы увидеть, скажем, танцующих на столе финнов, чем высокомерных москвичей», — описывает выборгский журналист Дмитрий Семёнов мысли горожан.
У руководителя отеля «Дружба» та же позиция — только высказывает он ее более дипломатично.
«Русские туристы другие. Мы привыкли к финнам».
«Многих наших финских гостей мы знаем лично или, по крайней мере, в лицо. Они всегда заходят поздороваться, у них другое отношение», — поясняет Игорь Дёмкин.
Также многие выборжане испугались, что российские туристы привезут в город коронавирус. Этот страх не исчез и сейчас, в период подготовки к новогодним праздникам: в Выборге вряд ли будут введены такие же жесткие ограничения, как в Санкт-Петербурге и Москве.
«Летняя миграция» туристов привела и к тому, что в российских социальных сетях появились хвалебные отзывы о Выборге. Многие россияне, вынужденные провести больше времени в Выборге, были впечатлены его волшебством.
Состояние Выборга оставляло желать лучшего еще в советское время, и это всегда очень расстраивало финнов. Однако в последние годы город начал меняться в лучшую сторону.
Были отреставрированы многоэтажные дома в центре города, а также Часовая башня и Выборгский замок. Сейчас реставрируются постройки на территории Выборгского замка.
Многие проекты завершились совсем недавно, и из-за коронавирусных ограничений финны еще не успели увидеть их своими глазами.
Бетонный корабль, ранее находившийся у берега, отреставрировали и установили на специальную платформу. Теперь он стал новой достопримечательностью города. Говорят, что бетонный корабль был построен на Кубе и в советское время использовался выборгскими рыбаками.
Как и следовало ожидать, новый облик Смоляного мыса стал в Выборге предметом споров. Одни считают, что мыс стал выглядеть лучше, чем когда-либо раньше. Другие считают, что образ мыса был чересчур сильно изменен.
Александр Смирнов, руководитель музея «Выборгский замок», считает реставрацию Выборга очень сложной задачей. В истории города тесно переплетено очень много эпох, включая Средневековье. К тому же, многие здания оказались в настолько плохом состоянии, что спасти все просто не получится.
«Что-то удастся отреставрировать, а что-то придется снести. Однако важнее всего наличие официального четкого плана по реставрации и финансированию Выборга», — считает Смирнов.
В качестве цели реставрационных работ был выбран образ города до Зимней войны, что не может не радовать финнов.
«Нужно было решить, к какому образу города нужно будет стремиться, как будет выглядеть Выборг. В итоге за образец был взят город 1938 года», — рассказывает Александр Смирнов.
По словам Смирнова, на это решение повлияло то, что в 1930-е годы в Выборге возводились финские здания, позже признанные ценными образцами архитектуры Выборга. Сохранилось много документальных фильмов, фотографий и даже макет города того времени. Все это планируется использовать для реконструкции.
Осенью 2020 года в Выборге появилась новая достопримечательность: поднятые со дна Финского залива гранитные колонны были выставлены на обозрение у бастиона Панцерлакс, где сейчас расположен филиал Эрмитажа.
Вероятно, колонны из гранита рапакиви, добытого в Великом княжестве Финляндском, планировалось доставить в Санкт-Петербург для строительства Казанского кафедрального собора, но они затонули в прибрежных водах. Позже будут выставлены и останки судна, на котором перевозились колонны.
В 2020 году в Выборге произошло еще одно масштабное событие. В октябре на своей вилле под Выборгом был убит бизнесмен Александр Петров, которого все называли «настоящим хозяином» Выборга. Киллера еще не поймали и, как все говорят, вряд ли когда-нибудь поймают.
Александра Петрова убили в тот самый момент, когда в Выборге разгорелся скандал, связанный с финансовыми хищениями. По одной из версий, Петров должен был дать показания. По другой — бизнесмен провел самостоятельное расследование, и его убили до того, как он успел поделиться своими подозрениями.
В начале осени выяснилось, что из средств, выделенных Выборгскому району на реставрацию, пропало около 1,5 миллиардов рублей. Деньги переводились за якобы выполненные ремонтные работы. В прессе не сообщается, где в городе могли провести такой «фиктивный» ремонт.
Произошедшее делает особенным размер суммы хищений: она превышает годовой бюджет Выборга в два раза.
Рабочий кабинет и переговорная комната Петрова находились в бывшем здании типографии финской газеты «Карьяла» (Karjala, «Карелия»), нынешней гостинице «Выборг».
Сейчас помещения пустуют. Ирина, секретарь Александра Петрова, до сих пор не может поверить в произошедшее.
«Каждый день на работе я неосознанно жду, когда он придет», — делится Ирина.
В офисе стоят награды автогонщика Виталия Петрова, сына бизнесмена, и многочисленные фотографии, на которых Александр Петров позирует с разными знаменитостями. На одной из них он запечатлен с актером Вилле Хаапасало (Ville Haapasalo).
Убийство Петрова стало очень печальным событием и для отеля «Дружба». Александр Петров был одним из владельцев отеля. У него были очень хорошие отношения как с работниками отеля, так и с финскими туристами.
В 1980-е годы Петров работал в отеле «Дружба» электриком. Тогда СССР переживал застойные времена, и финские «водка-туристы» оплачивали свои поездки валютой и западными товарами.
Александр Петров начал сотрудничать с финнами и спекулировать финскими товарами — так начался путь самого богатого мужчины Выборга. Передела власти в городе многие ждут с ужасом.
«Он любил „Дружбу". Она стала его первым местом работы, у него были новые планы на этот отель, — говорит Дёмкин. — Но ничего не поделаешь. Жизнь продолжается».