Британский Economist обращает внимание на крайне важное, с точки зрения издания событие. В стране появился новый «смотрящий» в технологическом секторе Великобритании в эпоху пост-Брексита.
Авторы статьи напоминают, что 8 декабря — день, вошедший в историю вакцинации Великобритании, поскольку в этот день британка стала первым человеком в мире, получившим действенную вакцину от COVID-19. А в это же самое время в Лондоне Управление по защите конкуренции и рынкам (CMA: Competition and Market Authority) Великобритании опубликовало проект новых правил осуществления нормативного контроля за предприятиями, работающими в сфере информационных технологий. Этот факт, пишет Economist, звучит не так впечатляюще, однако, как совершенно уверены эксперты, после Брексита эти меры должны стать антидотом для британской репутации в сфере нормативно-правового регулирования. Один юрист в области антимонопольного права даже охарактеризовал этот проект как «беспрецедентный».
Идея нового режима заключается в так называемом регулировании ex ante (лат. «до события»), согласно которому большим компаниям заранее сообщают, как им следует действовать, а не заставляют искать правовой защиты, если они сделали что-то неверно. Старый подход работал для нединамичных отраслей. Но сфера цифровых технологий меняется слишком быстро и нормы регулирования быстро устаревают. Чтобы это исправить, новый орган регулирования, Подразделение по цифровым рынкам (DMU), выработает и введет в действие новые нормативы для сферы информационных технологий. Правительство планирует ввести новые стандарты в широкое использование к апрелю 2021 г. и намерено признать DMU органом, учрежденным законом.
Антимонопольное регулирование может применяться ко всем компаниям или же разрабатывается для определенного вида экономической деятельности. Подразделение по цифровым рынкам поможет этому принципу выйти на следующий уровень. Присваивая некоторым компаниям «стратегический статус на рынке» и подразумевая, что их «господствующее положение на рынке зафиксировано», DMU сможет разрабатывать индивидуальный кодекс норм для каждого отдельно взятого предприятия. Штрафы за несоблюдение нормативов cоставят десять процентов от общего дохода. Новые правила также будут касаться сделок поглощения, что позволит регуляторам не просто рассматривать текущий статус стартапов на рынке, но прогнозировать их развитие. Применение нынешних ex post (лат. «по факту») нормативов означает, что иногда регулирующие органы вынуждены пытаться решить проблему спустя годы после того, как ущерб уже нанесен. 9 декабря Федеральная торговая комиссия США подала антимонопольный иск против Facebook, суть претензии где сводится к тому, что приобретение Instagram в 2012 году и WhatsApp в 2014 году, позволило компании «поддерживать личную монополию на социальные сети».
При этом британские эксперты обращают внимание и на тот факт, что проект, предложенный Управлением по защите конкуренции и рынкам (CMA), важен не только для технологических компаний. Как считает Кэтрин Киррэдж (Katherine Kirrage), специалист юридической компании Osborne Clarke в области конкуренции в цифровой экономике и государственного регулирования бизнеса, «после Брексита CMA станет претендентом на звание мирового лидера по вопросам конкуренции». Проект Управления по защите конкуренции и рынкам был опубликован на неделю раньше, чем новые нормативы Еврокомиссии, которые, скорее всего, будут общими с ними по духу. Economist убеждён, что полномочия CMA в области изучения рынка и проведения расследований являются образцовыми для регулирующих органов. Этот проект также сыграет важную роль в согласовании различных регламентирующих подходов правительства Великобритании, включая введение нового кодекса корпоративной этики для технологических корпораций с целью предотвращения «причинения вреда онлайн», а также новые нормы, регулирующие взаимодействие британской журналистики с социальными сетями и поисковиками.
Эксперты Economist акцентируют внимание и на том, что существуют и политические факторы, которые правительство страны обязано учитывать, — в частности, необходимость закрепления полномочий Управления по защите конкуренции и рынкам на законодательном уровне, и при этом сохранить после Брексита привлекательность Великобритании для больших технологических корпораций.
Если слишком сильно ужесточить правила, предупреждают эксперты, компании переедут в Дублин или Амстердам, если же регулирование будет слишком мягким, Британия рискует ухудшить отношения с Евросоюзом. Демиан Тамбини (Damian Tambini) старший преподаватель Лондонской школы экономики считает, что на данный момент планы Великобритании совпадают с тем, как Европа и другие страны относятся к конкуренции в технологическом секторе и до сих пор совместная работа регуляторов была плодотворной. Несмотря на то, что это весьма обнадеживающее начало, вряд ли это оградит от будущих проблем.