Впервые с 2000-го года ежегодный российско-индийский саммит был отменен. Это явный признак того, что отношения Москвы и Нью-Дели дали трещину.
Некоторые аналитики считают, что Россия и Индия не являются союзниками, однако их отношения намного выходят за рамки простого альянса. Эти две страны не являются соседями, и у них в прошлом не было никаких значительных конфликтов интересов. В последние годы Москва и Нью-Дели поддерживали на стабильном уровне свое стратегическое партнерство. Индийско-российские отношения — это отношения особого и привилегированного партнерства. Страны тесно взаимодействуют друг с другом в таких областях, как оборона и обмен разведывательной информацией. Изменения среди лидеров этих государств не оказывали влияния на их тесные связи, а ежегодные российско-индийские саммиты в течение последних 20 лет — свидетельство этой дружбы.
По словам представителей как России, так и Индии, встреча в этом году была отменена из-за пандемии covid-19, однако это не может скрыть наличия расхождений по важным вопросам между странами. Каждая из сторон проявляет беспокойство по поводу дипломатической политики другой стороны, а также по-другому оценивает эту политику.
По мнению Москвы, Нью-Дели слишком сильно сближается с Вашингтоном, поскольку эти две страны, по сути, формируют нечто похожее на оборонный альянс, что существенным образом сказывается на интересах в области торговли оружием между Россией и Индией. На долю России приходится более половины индийского импорта оружия. Однако Вашингтон в последнее время оказывает все более сильное давление на Нью-Дели по поводу закупок вооружений у Москвы.
Выступая 8 декабря в одном из расположенных в Москве исследовательских центров, российский министр иностранных дел Сергей Лавров обвинил Запад и его лидера —Соединенные Штаты — в попытке «подорвать» тесные партнерские и привилегированные отношения России и Индии.
В октябре президент России Владимир Путин в формате видеоконференции принял участие в 17-ом ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай». Когда он говорил о странах, которые больше других увеличили свое влияние, он упомянул Китай, Германию, Бразилию и Южную Африку, однако он ничего не сказал об Индии. Это может быть воспринято как выражение недовольства Путиным по поводу более тесных контактов Нью-Дели с Дядей Сэмом.
Если говорить о позиции Индии, то Нью-Дели также может выразить недовольство некоторыми шагами Москвы. Россия постепенно переводит на более высокий уровень свои отношения с Китаем, и эти две страны вступают в период всеобъемлющего стратегического партнерства и координации, создавая тем самым основу для новой эры в своих отношениях.
Кроме того, пограничные споры Индии с Китаем могут стать вызовом для этой страны. Некоторые представители индийской элиты сегодня считают Пекин своей самой большой угрозой. Индия недовольна тем, что Россия имеет столь тесные связи с Китаем.
Индия также обеспокоена тем, что Россия развивает свои связи с Пакистаном, со страной, которую Индия считает своим врагом. По данным Bloomberg, Москва будет обсуждать с Исламабадом вопрос о том, чтобы в июле 2021 года начать строительство трубопровода длиной 1100 километров.
Кроме того, Москва неоднократно заявляла о своей позиции по поводу четырехстороннего диалога в области безопасности, неформального стратегического форума с участием Вашингтона, Нью-Дели, Токио и Канберры, получившего также обозначение QUAD. Роман Бабушкин, советник-посланник российского посольства в Индии, недавно заявил, что «QUAD негативно повлияет на инклюзивный диалог в этом регионе». 8 декабря Лавров назвал QUAD «агрессивной и изощренной политикой» (devious policy) западных держав, цель которой — втягивание Индии в «антикитайские игры».
Когда Индия слышит, как высокопоставленные российские чиновники выступают с предупреждениями, она будет действовать более осторожно. Это может привести к ограничениям будущего сотрудничества Индии с Соединенными Штатами, особенно в оборонной области, а также снизит энтузиазм Нью-Дели по поводу участия в QUAD.
В российско-индийских отношениях появляются трещины. Будущее двусторонних отношений будет зависеть от развития китайско-российских, американо-российских, американо-индийских и китайско-американских отношений.
Если связи между Соединенными Штатами и Индией будут продолжать укрепляться, если напряженность в отношениях между Соединенными Штатами и Россией будет увеличиваться и если антагонизм в отношениях между Соединенными Штатами и Китаем не будет ослабевать, то трещины будут все время существовать в отношениях между Индией и Россией.
Однако, в целом, сотрудничество между Москвой и Нью-Дели перевешивает существующую в их отношениях напряженность. В ближайшее время их нынешний разлад не приведет к количественным изменениям.
Тем временем китайско-российские связи остаются стабильными. Обе стороны считают друг друга важной силой в поддержании мира и стабильности на всей планете. Джо Байден скоро вступит в должность президента. Москва всегда ставила под сомнение политику Демократической партии в отношении России. Демократическая партия не только поддерживает усиление геополитического давления против России, но также очень хорошо разыгрывает карту относительно демократических ценностей. Это будет серьезным вызовом для влиятельных политиков в Москве, а также для Кремля.
Китайско-американские отношения тоже сталкиваются с вызовами и неопределенностями. Так, например, администрация Трампа создала немало ловушек для нового правительства Байдена по поводу вопросов, имеющих отношение к Китаю. Если ли у Байдена желание и решимость, необходимые для того, чтобы ликвидировать их одну за другой? И каким образом новая администрация будет приводить в порядок политику Соединенных Штатов в отношении Китая? Требуется больше времени, чтобы ответить на эти вопросы.
Автор статьи — директор исследовательского отдела Института национальной стратегии Университете Цинхуа (National Strategy Institute at Tsinghua University).