Недавно Государственным управлением рыночного регулирования (SAMR) в соответствии с законом было начато антимонопольное расследование в отношении компании Alibaba Group из-за ее политики «выбрать одно из двух». Этот шаг получил широкое внимание общественности, а также побудил людей задуматься о развитии платформенной экономики.
В последние годы платформенная экономика внесла положительный вклад в улучшение удовлетворения потребительских нужд, способствовала замене старой энергии для жизнеспособности отрасли на новую, а также качественному экономическому развитию. Однако вслед за быстрым ростом платформенной экономики злоупотребление доминирующим положением на рынке также увеличивается день ото дня, потому возникает ряд проблем, таких как ограничение конкуренции, ценовая дискриминация и нарушение прав и интересов потребителей, расстраивающих нормальный порядок рыночной конкуренции и препятствующих отраслевым инновациям. Устранение противозаконных действий, влияющих на честную конкуренцию, будет способствовать лучшему и более здоровому развитию платформенной экономики.
Развитие платформенной экономики неотделимо от эффекта масштаба (изменения средних издержек в зависимости от объема производства в долгосрочный период, прим. пер.) и сетевого эффекта (феномен роста потребительской ценности сети по мере роста числа узлов этой сети, прим. пер.), но это не означает, что платформенные компании могут перейти к монополизации. Монополизация — это не наследство и не исключительное право платформенных компаний. Оглядываясь назад на процесс развития интернет-индустрии Китая, нетрудно обнаружить, что все лучшие платформенные компании были созданы в условиях честной конкуренции. Сегодняшние крупные компании и большие платформы также начинались с небольших предприятий и веб-сайтов. Именно благодаря жесткой рыночной конкуренции платформенная экономика продемонстрировала силу и неограниченный потенциал и смогла непрерывно способствовать постоянным инновациям в технологиях и бизнес-моделях. Поэтому сегодня все стороны с нетерпением ждут появления новых крупных компаний и крупных платформ, которые также предоставят возможности для здоровой конкуренции новым небольшим компаниям и веб-сайтам. Крупные компании, занимающиеся интернет-платформами, должны взять на себя ведущую роль в укреплении отраслевого саморегулирования, дальнейшем укреплении их чувства социальной ответственности и поддержании здоровой экосистемы интернет-экономики.
Конкуренция является краеугольным камнем рыночной экономики, а монополия — ее могущественным врагом. Независимо от стадии и методов управления, справедливая конкуренция является источником движущей силы для устойчивого развития отрасли. Усиление антимонопольного надзора и поддержание справедливой и нормальной конкуренции в платформенной экономике способствует тому, чтобы в полной мере реализовать роль платформенной экономики в высокоэффективном сочетании спроса и предложения, снижении трансакционных издержек, развитии потенциальных рынков и содействии оптимизации распределения ресурсов, техническому прогрессу и повышению эффективности. Что еще более важно, антимонопольное право может эффективно убирать барьеры для выхода на рынок, формировать открытую и инклюзивную среду развития, позволять большему количеству участников рынка получать дивиденды от развития цифровой экономики, эффективно стимулировать все общество на креативное творчество, а также создавать новые преимущества и новый импульс для социально-экономического развития. Следовательно, усиление антимонопольного надзора ничуть не противоречит укреплению и расширению платформенной экономики и не подавляет инновационные гены интернет-индустрии. Напротив, это надежная защита среды развития платформенной экономики.
Фактически интернет-индустрия никогда не была и не должна становиться незаконным местом, подпадающим под антимонопольное законодательство. Будучи новым феноменом, правила управления интернет-экономикой — это современная проблема, с которой сталкиваются все страны мира. Из соображений защиты новых предприятий и новых методов управления Китай всегда очень осторожно подходил к надзору за платформенными компаниями. Но интернет-компании также должны соблюдать законы и правила. «Антимонопольный закон», вступивший в силу в 2008 году, предусматривает равное и беспристрастное отношение к отечественному и иностранному капиталу, государственным и частным предприятиям, крупным и средним предприятиям, интернет-компаниям и традиционным предприятиям и гарантирует, что все виды субъектов рынка участвуют в рыночной конкуренции на равных условиях. Несмотря на то, что конкуренция в области платформенной экономики имеет новые особенности, такие как многосторонние рынки, динамичная конкуренция, трансграничная конкуренция и сетевой эффект, духовная сущность и основы антимонопольных законов и постановлений по-прежнему к ней применимы, однако их необходимо обновлять и улучшать, чтобы идти в ногу со временем и создавать прозрачную и предсказуемую правовую среду для развития платформенной экономики. В настоящее время страны всего мира единодушно совершенствуют законодательство и усиливают антимонопольный контроль в области интернета, чтобы обеспечить эффективность отраслевой конкуренции и крепкую защиту прав и интересов потребителей.
Что касается платформенной экономики, то усиление антимонопольного надзора приведет не к «заморозке» отрасли, а к новой отправной точке для более эффективного и здорового развития. На протяжении всей истории интернет-экономики антимонопольное право устранило множество препятствий на пути здорового развития отрасли. В определенном смысле именно с помощью антимонопольной политики европейские и американские страны ограничивали деятельность технологических гигантов, таких как Microsoft и IBM, что способствовало появлению и росту пионеров интернета — Google, Apple, Facebook и Amazon, и отрасль получила большую жизнеспособность. В настоящее время усиление антимонопольного контроля в Китае способствует еще лучшему стимулированию жизнеспособности рынка и созданию хорошей почвы для непрерывного появления и энергичного роста платформенных компаний.
Если цветущая ветвь затмила собой другие (обр. выделяться из массы, прим. пер.), это еще не значит, что наступила весна. Пусть расцветают сто цветов (лозунг Мао Цзэдуна, прим. пер.), и тогда весенний сад заиграет множеством красок. Нынешнее антимонопольное расследование станет поводом для повышения осведомленности интернет-компаний о справедливой конкуренции и соблюдении антимонопольных норм, а также станет возможностью открыть путь к инновационному, последовательному и здоровому развитию платформенной экономики. Мы убеждены, что большинство интернет-предприятий смогут правильно понять взаимосвязь между отраслевым регулированием и своим собственным развитием, интегрировать требования регулятора в управление собственным бизнесом, принять новую отправную точку для развития с помощью реформ и новаторского подхода, еще лучше двигаться по пути стандартизированного и здорового развития индустрии и повышать общую международную конкурентоспособность цифровой экономики Китая.
Комментарии китайских читателей
Добро пожаловать в Чунцин: Позиция регулятора не зависит от того, повлияет ли его решение на развитие отрасли и прибыль. Она зависит от того, приносит ли данная отрасль пользу стране и людям. Высокоскоростные железные дороги, атомная энергетика, микросхемы, двигатели… они нужны людям, они нужны стране, и даже если они какое-то время не будут приносить деньги, их все равно следует активно развивать. Независимо же от того, сколько денег там крутится, монопольные платформы, овердрафтовая экономика, казино, наркотики и проституция должны строго ограничиваться.
Видишь, я позади тебя: Если говорить о монополии, то Jingdong Mall (китайская компания, занимающаяся интернет-торговлей и электронной коммерцией, прим. пер.) и доля рынка PDD тоже не постепенно растут. Вместо этого Weibo занял доминирующее положение, как за границей Twitter и Facebook. Я думаю, что ключ к антимонопольной политике — это посмотреть, подавляют ли компании новые компании того же типа.
Остроконечные листья: Если вы не ограничиваете его, конечно, он начнет монополизировать отрасль, чтобы зарабатывать деньги под знаменем инноваций.
Систематический Тань Шаофэн: Фундаментальные интернет-приложения, такие как Alipay и WeChat, являются не только продуктом предприятий, но и превратились в краеугольный камень нормального функционирования страны и общества. Они связаны с интересами всего народа. В будущем экономические права должны быть преданы гласности, и через сто лет после смерти предпринимателей они должны быть национализированы. Интересы общественности окажутся в руках народа, что является исторической необходимостью. В последние двести-триста лет открытой стала политическая власть, а в следующие несколько сотен лет открытой станет экономическая власть.
Тан Сань: Эту статью можно сравнить с другой статьей авторства профессора Пекинского университета Цао Хэпина, особенно с данной выдержкой: «Давайте возьмем Alibaba в качестве примера. Фактически, когда Alibaba стал онлайн-платформой, он превратился в естественную монополию. В настоящее время Alibaba нельзя сдерживать как олигополию, другими словами, нельзя применить антимонопольный закон для борьбы с компанией. Жесткие меры также станут разрушительными для общества. Следовательно, антимонопольное право не может победить национальную платформенную интернет-экономику, созданную компаниями электронной коммерции, полагающимися на цифровые технологии, поскольку равносильно удару по всем потребителям платформы».
Это заслуживает глубоких размышлений. Другими словами, без Alibaba китайские онлайн-платформы окажутся закрыты. Без старины Ма (Джек Ма, основатель Alibaba Group, прим. пер.) не было бы Alibaba, а без Softbank (крупнейший инвестор Alibaba Group, прим. пер.) не было бы старины Ма, и тогда кроме американского Amazon никто бы не смог хвастаться.
Фа Цзы: Надзор — польза для народа и содействует развитию, а все противоположное вредно и должно быть наказано. Слишком много было случаев, когда капиталисты самовольно поступали по-своему и в конечном итоге вредили народу.
zz0371396: Полагаясь на поддержку государства, они стали зазнаваться и решили начать монополизацию, чтобы иметь право голоса. Посмотрим, что будет написано в купленной ими газете South China Morning Post.
Все сущее — непреложная истина: Все верно говорите, я надеюсь, что вы сможете сдержать Alibaba.
guan_15584859142118: Основная причина в том, что Alibaba сам хочет стать государством. А это финансы, нельзя двигаться в эту сторону.
guan_15984196801917: Эти так называемые группы высокотехнологичного капитала уже давно серьезно сдерживают техническое развитие и отчаянно подрывают технологическую базу. Если их не контролировать, у технологий не будет будущего!