Внешняя политика любой страны определяется ее географией и историей. Россия не исключение. Более того, во внешней политике России геополитические соображения даже важнее, чем у других стран. Это вытекает из огромных размеров страны и ее сырьевого богатства.
Центральное место в политике России занимают отношения с США. Это касается и антагонизма между США и Китаем.
В российских внешнеполитических дебатах повсеместно признаётся, что отношения между США и Россией при президенте Трампе ухудшились. Хотя российская сторона надеялась на обратное.
Обострение отчасти продиктовано тем, что позиция Конгресса сильно отличается от позиции президента. В итоге был принят ряд санкций. Поскольку они уже вступили в силу, Москва ожидает, что они продлятся долгие годы.
Однако в российских дебатах раздаются голоса, которые признают открыто, что президент Трамп по-своему был России выгоден. Помимо прочего, упоминаются три фактора:
Во-первых, президент Трамп упрочил антагонизм между США и Китаем. Это придало России больше свободы действий на международной арене.
Во-вторых, основополагающий подход президента Трампа к многостороннему сотрудничеству — дестабилизация — явно отвечал интересам России. Получившейся путаницей удалось воспользоваться в своих интересах.
В-третьих, самоустранение США или сдержанная позиция по ряду международных вопросов тоже соответствовали российским интересам. Международная политика, как и физика, не терпит вакуума. Мы ясно видели это на примере Сирии и Ливии. Кто бы мог предполагать, что Россия будет играть там такую роль всего десять лет назад? Готовность рисковать была, но списывать все на азарт неправильно. Россия воспользовалась пассивным или реактивным подходом Запада.
В Москве ожидают корректировки во взаимоотношениях двух стран. Говорят о возможных улучшениях в таких областях, как контроль над вооружениями и отношения с Ираном. Но при этом рассчитывают и на более жесткое сопротивление по таким темам, как Украина. Ожидается, что политика США станет более целенаправленной и предсказуемой, а их влияние усилится.
В долгосрочной перспективе важнейший международный вопрос для России — это отношения между США и Китаем, задача поистине геополитическая.
Судя по всему, внешняя политика России исходит из того, что в новом миропорядке на голову сильнее других будут две страны: США и Китай. А Россия и Европа будут постепенно терять международный вес.
Долгосрочная проблема России — как занять наилучшую позицию в новом раскладе сил.
Рост китайского влияния поставит Россию в сложное положение. Вероятно, Россия будет всячески пытаться сохранить себе пространство для маневра — не выступать против Китая открыто, но и не впадать от него в зависимость. Но если вы хотите этого избежать, вам наверняка придется как-то скорректировать свою политику в ряде областей — например, снизить антагонизм Запада. Вы готовы на это пойти?
Уже сегодня можно наблюдать рост китайского влияния в странах Средней Азии, некогда входивших в состав Советского Союза. А теперь представьте себе ситуацию через пять лет или десять. В этом регионе будет еще меньше России и еще больше Китая. Москве есть, над чем задуматься.
Приоритет Москвы — события в соседних странах. Белоруссия и Украина в силу своей истории занимают особое место среди бывших советских республик.
Но и по соседству с Россией не все спокойно. Белорусский народ восстал против системы, которая отказывается признавать, что ее срок годности истек. Это не может не произвести впечатление.
Во недавнем конфликте в Нагорном Карабахе Россия добилась прекращения огня между двумя бывшими советскими республиками — Арменией и Азербайджаном. Но за это пришлось заплатить тем, что свои войска в Азербайджане разместила Турция — страна-член НАТО. Кто мог это предвидеть всего год назад?
Российские аналитики видят новую закономерность в том, как Россия относится к событиям по соседству — она стала чаще спускать ситуацию на тормозах. Вопрос в том, связано ли это с вероятными последствиями — в конце концов, возможности страны не бесконечны. Или же приоритет отдается другим конфликтам — например, Сирии и Ливии.
Отношения с ЕС пересматриваются после дела Навального. Прозвучал критический тон в отношении Германии. В частности, после аннексии Крыма и так далее ЕС заявил, что отношения с Россией не будут прежними. Сейчас российская сторона размышляет, будут ли отношения вообще — даже деловые. Посмотрим, чем это закончится. В любом случае, без последствий этот шаг не останется.
Наконец, нет никакой определенности, как долго российская экономическая модель с ее огромной зависимостью от экспорта нефти и газа прослужит основой для ее нынешней внешней политики.
Зеленая повестка дня в Европе снизит спрос на российские нефть и газ. Некоторые ожидают, что он достигнет пика в ближайшие несколько лет — возможно, уже в 2025-2030 годах.
Ответы на эти вопросы подразумевают, что российская позиция по ряду ключевых областей изменится. Будет интересно наблюдать за дальнейшим развитием событий.