Об этом событии прессе стало известно только через два дня. 13 ноября 1979 года на последних страницах газеты ABC появилась история, которая открыла ящик Пандоры. Мало кто в это верил: «Аварийная посадка самолета из-за НЛО!». Невероятно, но факт. «Супер-Каравелла», турбореактивный самолет вместимостью до 109 пассажиров, принадлежавший компании «ТАЭ» (Trabajos Aéreos y Valores), был вынужден отклониться от курса после того, как случайно столкнулся с двумя большими красными огнями. Была совершена аварийная посадка в аэропорту «Манисес», у города Валенсия.
На этом история не закончилась. В то время как «Супер-Каравелла» приземлилась в Валенсии, из Альбасете вылетел истребитель для выполнения миссии «Схватка» (идентификация и перехват цели). Самолет столкнулся с огнями, но, как написал корреспондент ABC Семпрун Гильен (Semprún Guillén), ему не удалось их остановить: «Истребитель 141-й эскадрильи испанских ВВС „Мираж" несколько раз пытался перехватить НЛО. Однако неопознанный объект всегда держался на расстоянии от военного истребителя, несмотря на то, что этот вид самолета способен развивать скорость 2 300 километров в час».
Когда пассажирский самолет приземлился, журналист ABC задал командиру «Супер-Каравеллы» Франсиско Хавьеру Лердо де Техаде (Francisco Javier Lerdo de Tejada) неизбежный и, конечно, логичный вопрос: «По-вашему, вы увидели летающую тарелку?» Ответ был неоднозначным: «Затрудняюсь ответить. Если бы я знал, как выглядят эти тарелки, то сказал бы, а так не могу». Командир корабля также отметил: «Уверен только в том, что это был невероятно быстрый аппарат с потрясающей маневренностью». Так появилось «дело Манисеса» — тайна, расследование которой дошло до Конгресса депутатов. Вся страна пыталась разгадать загадку, решение которой не найдено до сих пор.
Что видели пассажиры в ту ночь 11 ноября 1979 года? Существует множество теорий и специалистов, которые пытались разгадать эту тайну. После изучения этого события журналист и исследователь Дэвид Куэвас (David Cuevas) не исключает, что это были какие-то американские военные испытания. Однако после интервью с пилотом «Миража» он не отрицает, что эти огни существовали. Дэвид Куэвас подтверждает это и в интервью ABC.
В беседе с ABC автор, который также взял интервью у нескольких свидетелей этого события, отмечает, что «мы не можем игнорировать присутствие 6-го флота США на Средиземном море в те времена». Кроме того, мы не должны забывать, что «американцы всегда считали Испанию испытательным полигоном». «Я мог бы привести множество постыдных примеров, когда люди сообщали об НЛО, которые на самом деле оказывались воздушными аппаратами американских военных учений в небе Испании», — отмечает Дэвид Куэвас.
По мнению Мануэля Карбальяля (Manuel Carballal), Франсиско Хавьер Лердо де Техада должен был увидеть что-то странное в небе, чтобы отдать приказ об аварийной посадке. Случилось то, что случилось. «Как мне рассказывали родственники Франсиско Хавьера Лердо де Техады, он служил летчиком-истребителем в Африке и не раз сажал самолеты с пулевыми пробоинами. Его не так просто напугать», — рассказывает журналист.
Загадочное дело
Начнем по порядку. Эта странная история началась 11 ноября 1979 года, когда страна все еще «дышала» демократией после принятия новой демократической конституции годом ранее. Той ночью командир Франсиско Хавьер Лердо де Техада отправился в рейс со вторым пилотом Рамоном Суасу (Ramón Zuazu). Они совершили промежуточную посадку в Зальцбурге (Австрия). Затем самолет с пассажирами на борту вылетел из аэропорта Пальма-де-Майорка и через несколько часов должен был приземлиться в Санта-Крус-де-Тенерифе. Была самая обычная ночь для них, экипажа и пассажиров.
Вот как пилот вспоминал те первые моменты в интервью ABC: «Мы вылетели из аэропорта Пальма-де-Майорка в 23:47 по местному времени, самолет был в идеальном состоянии. Номер рейса — TAE 297, мы следовали по маршруту Майорка — Тенерифе — Лас-Пальмас. На борту находились 109 туристов из Зальцбурга (Австрия), четыре члена экипажа и пилот, который занял место в кабине экипажа, чтобы пересесть на другой самолет после прибытия на Канарские острова».
«На подъеме увидел два красных огня огромной яркости»
Полет проходил, как обычно, на крейсерской скорости около 800 километров в час. По крайней мере, до тех пор, пока они не начали пролет над Ибицей. Ровно в 23:03 Франсиско Хавьер Лердо де Техада получил звонок из службы управления полетами Барселоны. «Мне сообщили о морском сигнале бедствия частотой 121,5 Мгц. Источник был примерно в сорока милях к западу от Валенсии». Это было не в первый раз. Его уже фиксировали ранее. Однако он не смог его идентифицировать, так как не было никакого кода. Кроме того, этот сигнал приняли и в Мадриде, и самолет, следовавший по рейсу IB-231 авиакомпании «Иберия». Буквально через пять минут всё началось: «В 23:08 по местному времени по плану мы начали набирать высоту с 23 до 33 тысяч футов. На подъеме я увидел два красных огня, расположенных параллельно. Они были такой огромной яркости, что не было видно аппарат или то, на чем они установлены. Они были на таком курсе, что неизбежно должны были столкнуться с нами. Огни летели с невероятной скоростью, невиданной ни для какого обычного самолета, и на мгновение остановились на небольшом расстоянии от „Супер-Каравеллы"».
Все члены экипажа рассказывали, что кабина залилась алым светом этих огней. Франсиско Хавьер Лердо де Техада попытался отвести «Супер-Каравеллу» в сторону, однако ему не удалось. Такая странная игра в кошки-мышки длилась несколько минут. Этого было достаточно для того, чтобы пассажиры начали спрашивать, что происходит. И снова Франсиско Хавьер Лердо де Техада подробно рассказал репортеру о том, что произошло:
«Огни играли с нами минут десять, и я никак не мог от них избавиться. Я передал картинку руководству Барселоны, которое, не получив ничего на экране радара, передало его командованию ПВО. В определенный момент НЛО пошел по новой траектории столкновения, гораздо более точной, чем предыдущая, и я ответил полуавтоматическим маневром, резко повернув направо и стремительно снизившись с 29 тысяч до 15 тысяч футов».
«Огни играли с нами минут десять, и я никак не мог от них избавиться»
По словам Суасо, который подтвердил информацию местным СМИ, капитан корабля запросил разрешение на посадку на взлетно-посадочной полосе аэропорта «Манисес» «из-за преследования со стороны неизвестного самолета с риском столкновения». Он подчеркнул, что с земли «технически ничего не заметили». Но не отказался и от версии про «два красных огня, приближавшихся к нам с неба», которые необычно двигались. «Ничего другого нельзя было отличить», — отметил капитан корабля в интервью радиостанции RTVE в Валенсии, взятом уже на земле, после благополучной посадки. Команде было ясно одно: «эта штука следовала за нами».
К цели
Но на этом история еще не закончилась. В то время как рейс TAE начал снижаться, с авиабазы Лос-Льянос в Альбасете взлетел истребитель «Мираж» F-1 под управлением капитана Фернандо Камары (Fernando Cámara). Его цель — перехватить и идентифицировать устройство или устройства, которые включали эти огни. Несколько лет назад в эксклюзивном интервью El Digital de Albacete военный рассказал, что эта миссия не показалась ему странной, поскольку выполнение задач воздушной полиции в этом районе было привычным. Однако капитан подтвердил, что «первый и последний раз он должен был выполнить миссию „Схватка" для того, чтобы перехватить НЛО». Дэвид Куэвас смог взять интервью у Фернандо Камары для программы «Страж тайны» (El centinela del misterio). Как рассказывает ABC Дэвид Куэвас, пилот подтвердил, что «вылетел с базы Лос-Льянос в Альбасете, чтобы попытаться перехватить те красные огни, из-за которых „Супер- Каравелла" совершила аварийную посадку в Манисесе». Капитан увидел вспышку один раз. А обнаружив ее, «преследовал более часа».
«Фернандо Камара, тогда капитан, сообщил новые данные в радиопрограмме „Страж тайны". Как он нам рассказал, он приблизился к этому неопознанному воздушному судну на высоте около 20 тысяч футов. И он несколько секунд видел, как этот огонь превращался в перевернутое прозрачное стекло без основания. Он менял цвет, становился то красным, то желтым, то синим… Даже слышал пульсирующие звуковые помехи на разных частотах, как будто это был аварийный маяк. По словам капитана, НЛО каким-то образом заглушил все его каналы связи», — подытоживает в интервью ABC Дэвид Куэвас.
Вот таким было «дело Манисеса». Событие, о котором могли бы забыть по причине обычной бумажной волокиты, вызвало такой ажиотаж, что год спустя оказалось на рассмотрении Конгресса депутатов. В ABC журналист Хуан Хосе Бенитес (Juan José Benítez) написал текст на четыре страницы, в котором раскрыл детали расследования. Социалистическая партия в лице своего лидера Энрике Мухики (Enrique Múgica), попросила объяснить причину этого события. Однако единственный ответ, который они получили, вызвал еще больше вопросов. Пытались объяснить, что произошло, различными гипотезами, одна невероятней другой. Безусловно, у тех, кто верит в НЛО, был свой вариант произошедшего. Большинство пассажиров подписало письмо, подтверждающее, что все произошло из-за механической неисправности.
Что произошло?
Как отмечает Дэвид Куэвас, нам неизвестно, что произошло в тот день. Однако в интервью ABC он рассказывает, что огни, которые видели два пилота, могли быть частью проводимого американцами испытания. «На основании расследования похожего события, которое произошло шесть дней спустя, я не рискнул бы исключить тот факт, что на территории Испании американцы проводили какие-то неофициальные военные учения. Электронная война? Кто знает. Ясно лишь то, что это был неопознанный летающий объект (НЛО)», — отмечает журналист в интервью ABC. По официальной версии министерства обороны, «происхождение объектов неизвестно». Но военные не исключают, что это были оптические иллюзии самих пилотов«.
Мануэль Карбальяль: «Мы не можем игнорировать присутствие американцев»
— Кроме уфологической версии… Что могло случиться? Какие варианты?
— Всего несколько дней назад я случайно вновь пообщался с Фернандо Камарой, пилотом «Миража» F-1, который гнался за НЛО. Капитан корабля повторил ту же версию, что и 30 лет назад. Это был неопознанный объект. Однако нельзя забывать о присутствии 6-го флота в Средиземном море. Американцы всегда считали Испанию испытательным полигоном. Я мог бы привести множество постыдных примеров предполагаемых НЛО, которые на самом деле оказались американскими военными учениями в небе Испании. Другие коллеги предполагают, что гражданские и военные пилоты просто приняли дымовые трубы за НЛО. Однако, по-моему, это просто неуважение к коллегам. Такое мнение так же абсурдно, как и утверждение скептиков о том, что это был трюк для того, чтобы один из организаторов расстрела на улице Аточа, оказавшийся братом Франсиско Хавьера Лердо де Техады, смог бежать из Испании. Как мне рассказывали родственники Франсиско Хавьера Лердо де Техады, он служил летчиком-истребителем в Африке и не раз сажал самолет с пулевыми пробоинами. Его не так просто напугать.
— Расследованием события занимались армия и Министерство обороны?
— Конечно. Всем известно, что «дело Манисеса» стало поводом для первого парламентского запроса по делу об НЛО Энрике Мухики (ИСРП тогда была в оппозиции) к правительству Адольфо Суареса (Adolfo Suárez). Однако это не совсем так. До этого был еще один запрос по этому же делу от члена «Союза демократического центра», представителя Канарских островов Федерико Падрона (Federico Padrón). В следующем году Энрике Мухика вынес этот вопрос на рассмотрение Конгресса депутатов. Поэтому, принимая во внимание политический аспект этого вопроса, так как позднее были направлены запросы от «Народной партии», а также партий «Союз, прогресс и демократия» и «Объединенные левые», понятно, что Министерство обороны отнеслось к нему очень серьезно. Вторжение в воздушное пространство Испании неопознанными объектами, неважно, речь идет о марокканцах или марсианах, не считают шуткой.
— По Вашему мнению, что произошло?
— То, что происходило уже тысячу раз. «Дело Манисеса» — не исключение. Я собираю истории похожих случаев с участием пилотов, диспетчеров и операторов радаров по всему миру больше 35 лет. Более 1500 случаев похожи на «дело Манисеса». Нравится нам или нет, но с определенной периодичностью высококвалифицированные специалисты, занимающиеся идентификацией различных летающих объектов, видят, как неопознанные объекты вторгаются в наше воздушное пространство. В Испании первый подобный случай, который я зафиксировал, произошел в 1954 году. Среди тех, кто видел подобное, были пятеро военных летчиков. Один из них, генерал Лемос Феррейра (Lemos Ferreira), позднее возглавил авиацию ВВС Португалии. У него мне тоже удалось взять интервью. Несмотря на то, что «дело Манисеса» кажется нам захватывающим и пугающим, подобное случается чаще, чем принято считать.