Что касается достижений, то их выделить трудно. Во всяком случае, существенные. Наверное, к достижениям можно отнести относительно стабильный режим тишины в Донбассе и дорожную реконструкцию. Правда, второе — массовый ремонт дорог берет свое начала еще с президентства Петра Порошенко.
Во внешней политике я бы не выделил ничего, кроме активизации украинско-британского сотрудничества в отношении оборонной сферы и судоходства. Пожалуй, это все. Усиленные же резолюции по Крыму и Донбассу со стороны ООН хоть и были приняты, но они носят рекомендательный характер и по факту никак не влияют на ситуацию.
Что касается провалов, то, безусловно, номер один — это фиаско в борьбе с пандемией. Непоследовательность, а в чем-то и алогичность, шагов власти (к примеру, на этапе минимальной заболеваемости закрытие метро и общественного транспорта, а с распространением вируса, напротив — открытие объектов массового скопления людей). Тут же отсутствие должной поддержки малого бизнеса в период карантина и недостаточное госфинансирование медучреждений и медиков в данный период.
Номер два — это имиджевый (на международном уровне) «хук» в виде решения КСУ по недостоверному декларированию, в связи с чем огромное количество производств пришлось закрыть. Это однозначно вселило семя сомнения в наших западных партнеров, финансирующих реформы на Украине.
Номер три — конечно, вопрос Донбасса. Стало очевидно, что у власти все еще нет решения по этому вопросу, не говоря уже о Крыме. Риторика украинского руководства не была сбалансированной, а посредством кадровых ротаций в ТКГ варьировалась, то в сторону уступок Кремлю, то в сторону защиты национальных интересов и территориального суверенитета. Иными словами, политика по реинтеграции оккупированных территорий сопровождалась одними лишь громкими скандалами.
Если говорить об ожиданиях от 2021 года, то не стоит ждать каких-то глобальных изменений, как во внешней украинской политике, так и по вопросу Донбасса.
США будут заняты выравниванием своей внутриполитической и экономической ситуации, а также не исключаю еще больше углубятся в противостояние с Китаем (на фоне принудительного со стороны Пекина взятия под контроль финансового центра — Гонконга).
Но это вполне предрешено. ЕС будет придерживаться прежней, близкой к нейтралитету, политики. Но при этом высока вероятность того, что будет завершено строительство «Северного потока — 2» в обход американских санкций.
В РБ думаю будет продолжаться политика самоизоляции со стороны Лукашенко. На политическом поле Запада будет работать белорусская оппозиция в качестве полулегитимной власти (в глазах европейцев). Но фактический контроль над Белоруссией при поддержке РФ останется за Лукашенко.
Зато очень вероятны кардинальные внутриполитические изменения на Украине. В частности, речь идет о досрочных выборах в ВР и в перспективе, возможно, президентских выборов.
Ключевая интрига в том, что, если в обществе сохранится запрос на смену политической элиты, будут ли спровоцированы эти изменения очередным «майданом» или они будут вызваны политическими факторами (юридическим распадом монокоалиции, политическими междоусобицами в парламенте и т.д.).