Однажды во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов колонна советских танков появилась из утренней дымки и начала приближаться к линии противника. Их ждал неприятный сюрприз. Танки приближались к позициям финнов, как вдруг появились люди в белых комбинезонах, которые практически сливались со снегом.
Финны подбежали к машинам так быстро, что советские солдаты не успели опустить дуло и прицелиться. Солдаты в белых комбинезонах поджигали прикрученный к бутылке кусок ткани, затем бросали их в вентиляционные трубы и под гусеницы.
Новую зажигательную гранату назвали в честь наркома иностранных дел Вячеслава Молотова
Когда подоженная бутылка с бензином разбивалась, топливный бак вспыхивал всего за пару секунд. Многие члены экипажа погибли, лишь немногим чудом удавалось выбраться из машины часто в горящей одежде.
Финны назвали новую зажигательную гранату в честь наркома иностранных дел Вячеслава Молотова. На обвинения иностранных СМИ в бомбардировках финских городов Вячеслав Молотов ответил, что с советских самолетов сбрасывают только продовольствие. Финны иронично назвали бомбы «хлебными корзинами». Поэтому приготовили для противника напиток — «коктейль Молотова».
Из-за горящей ткани бросавший был в опасности, поэтому финны создали более совершенные варианты зажигательной гранаты. «Коктейль Молотова» состоял из смеси денатурата, керосина и дегтя. Вместо фитиля использовали серную кислоту и бертолетову соль.
Когда бутылка разбивалась, эти вещества вступали в химическую реакцию, при этой температуре загоралось топливо. В последней версии по бокам бутылки прикручивали две штормовые спички. Эти длинные спички долго горели после поджига. По оценкам, во время войны малочисленная финская компания Alko в общей сложности произвела 450 тысяч «коктейлей Молотова».
Идея не нова
На самом деле такая зажигательная граната не должна была стать неожиданностью для советских солдат. До этого их танки так выводили из строя как минимум один раз. Во время Гражданской войны в Испании, когда осенью 1936 года войска Франко подошли к Мадриду, советские танки Т-26, которые недавно приобрело руководство республики, понесли потери именно из-за «коктейлей Молотова». Хотя тогда еще не было названия, под которым эти гранаты стали известны всему миру.
10 октября 1936 года, почти через три месяца после мятежа, с которого началась гражданская война, СССР доставил в Картахену 50 танков Т-26 под командованием Семёна Кривошеина. 29 октября 15 советских танков под командованием капитана Поля Армана вступили в бой и вместе со смешанными бригадами армии Второй Испанской Республики нанесли внезапный удар по вооруженным силам Франко.
В 30 км к югу от Мадрида в населенном пункте Сесеньи по узким улочкам танки передвигались с трудом. Солдаты противника бросили в них зажженные бутылки с керосином. В результате три машины вышли из строя, погибли четверо советских граждан и четверо испанцев, которые закончили обучение всего лишь за пару дней до боя.
Из-за маленького обзора танкистам приходилось вступать в бой с открытым люком, чем и пользовались солдаты, забрасывая внутрь бутылки с зажигательной смесью.
В отчете будущий генерал-лейтенант Семён Кривошеин никак не упомянул бутылки с зажигательной смесью. Однако о них рассказал советский генерал армии Павел Батов. Скорее всего, советские власти хотели скрыть слабое место Т-26.
Советские танкисты, которые доставили машины в Испанию, должны были подготовить испанцев, однако на обучение не хватило времени. Так в Сесенье советские и испанские танкисты погибли от взрыва от бутылок с зажигательной смесью.
Спустя пару недель во время обороны Мадрида народное ополчение тоже использовало такие гранаты. Мы даже знаем имя того, кто бросал «коктейли Молотова», потому что пропаганда использовала его подвиг.
Героем стал Антони Коль родом с Майорки. Он вступил в ряды ополчения и погиб 10 ноября в уличных боях в районе Усера. Антони Коль запомнился тем, что уничтожил четыре итальянских танка бутылками с зажигательной смесью.
Трагическая гибель 21-летнего Антони Коля позволила начать кампанию вербовки для создания танкового отряда испанцев. Так на площади Пуэрта-де-Алькала появился огромный плакат с его изображением. А до конца войны главная улица столицы Каррера-де-Сан-Херонимо носила имя героя.
Во время гражданской войны после появления противотанковых орудий «коктейли Молотова» использовать перестали. Кроме того, сторонники Франко поменяли тактику, перестали уничтожать советские танки и начали их захватывать. Затем «коктейль Молотова» стал средством ведения партизанской войны.
Это отмечал бывший офицер Интернациональных бригад Том Винтрингем (Tom Wintringham) в статье, опубликованной в английском журнале в июне 1940 года. Уже тогда Англия готовилась к грозному вторжению фашистов, а глава правительства Уинстон Черчилль считал, что придется обороняться как нумантийцы. К счастью, не пришлось.