По итогам 2020 года объем добычи голубого топлива составил около 20,3 миллиарда куб. м, что сопоставимо с уровнем 2014 года. Нарастить добычу не удалось ни в государственном, ни в частном секторе. В текущем году стало ясно, что привлечь зарубежных инвесторов в ближайшие годы вряд ли удастся и основными игроками в газодобывающей отрасли останутся украинские компании.
В конце 2015 года Украина разорвала партнерские отношения с российским Газпромом. На тот момент Украина самостоятельно добывала 19,9 миллиарда куб. м, а потребляла 33,8 миллиарда куб. м газа. Оставшиеся объемы необходимо или покупать или начать добывать самим. Была разработана программа о полном отказе к концу 2020 года от импорта газа.
Второй вариант выглядит гораздо привлекательнее, потому что себестоимость куба добытого на Украине газа колеблется в пределах 100 евро (3 тысяч 400 гривен по текущему курсу) на уже разработанных месторождениях, а у некоторых компаний может быть и ниже. При этом приобретается газ в Европе (все тот же российский, но с наценкой) в два-три раза дороже. Поэтому даже газ внутренней добычи продается по цене импортного — не ниже 200-300 евро (6-9 тысяч гривен). А при импорте голубого топлива в его стоимость включается надбавка за транспортировку от хаба, расположенного неподалеку от немецкого городка Дюссельдорф. Такая надбавка была введена и в формулу «Амстердам +».
Такая формула расчета стоимости позволяет быстро угнаться за повышением цен. Но в обратном направлении (на снижение) работает плохо.
С объемом производства значительно подтянуть ситуацию помогают частные компании олигархов. За последние два года они смогли нарастить добычу сырья на 5-7 процентов. Государственные компании остаются на старом уровне.
С целью снижения зависимости от импортного газа власти страны сделали ставку на принадлежащую Нафтогазу компанию Укргаздобыча (добывает около 70 процентов газа в стране). В 2016 году была принята стратегия, согласно которой Укргаздобыча должна была нарастить объемы добычи газа к 2020 году до 20 миллиардов куб. м. В соответствии с этой стратегией также предполагалось, что вместе с частными компаниями Украина будет добывать 27 миллиардов куб. м. Также планировалось снизить объемы потребления газа до того же уровня в 27 миллиардов куб. м (за счет реализации программ энергоэффективности). Выполнение этих критериев позволило бы Украине отказаться от закупок газа из-за рубежа. Хотя падение потребления все-таки произошло. Правда не за счет повышения энергоэффективности, а ввиду сокращения промышленного производства и неблагоприятной экономической обстановки в стране.
Кроме того, в целях реализации программы по увеличению добычи газа, из бюджета выделялись огромные деньги. Только в 2016-2018 годах Укргаздобыча получила 40 миллиардов гривен, из которых около 60 процентов было потрачено на бурение и 30 процентов — на модернизацию устаревших мощностей и развитие компетенций. Фактически получается, что 40 миллиардов были потрачены впустую.
Власти пытались привлечь иностранных инвесторов, которые имеют собственные капиталы и не просили бы средств из бюджета. С этой целью был объявлен конкурс на передачу нефтегазоносных площадей на условиях соглашений о разделе продукции. Инвесторы получали иммунитет от изменений регуляторной среды (рента, налоги, льготы) на 50 лет. Об участии в конкурсе объявили шесть зарубежных компаний.
На конкурс были выставлены очень перспективные участки. Это была самая масштабная распродажа нефтегазовых добычных активов за последние 8 лет. Если бы соглашения с победителями конкурсов заключили быстро и они приступили бы к работам в текущем году, Украина могла бы выйти на показатель добычи 30 миллиардов куб. м (равный нынешнему объему потребления) уже в 2025 году. Иными словами, не выделяя миллиарды из бюджета, а наоборот, пополняя его, страна могла бы увеличить добычу почти на 10 миллиардов куб. м газа, на фоне того что Укргаздобыча и за бюджетных 40 миллиардов гривен на 7 миллиардов куб м увеличить свою добычу не смогла.
В текущем году пандемия коронавируса привела к осложнениям в сфере нефтегазодобычи. Произошло резкое падение цен на углеводороды. В результате многие зарубежные инвесторы с крайней осторожностью относятся к началу новых проектов. Эта проблема характерна не только для Украины. Многомиллиардные убытки терпят такие гиганты, как Shell, ExxonMobil, Total, Eni.
Текущий год продемонстрировал, что уровень инвестиций в нефтегазовую отрасль напрямую зависит от цен на ископаемые. Если газ и нефть дорогие, то Украина интересна инвесторам, в противном случае — вряд ли. Фактор объемов запасов углеводородов и их доступность также выступают не в пользу Украины.
Крупнейшими потребителями газа традиционно являются аграрная и металлургическая промышленность, составляющие основу украинской экономики. Дешевый газ позволил бы снизить себестоимость производимых товаров и повысить их привлекательность на рынке.
На примере Германии можно продемонстрировать неверность подхода украинских властей в этом вопросе. Ради дешевого российского газа правительство Ангелы Меркель пошло на крупный экономический конфликт с США.
Украине же этого не нужно. Запасы ресурсов есть в собственных недрах. Нужно просто начать их добывать. Но за шесть лет власти страны не смогли решить эту задачу.