Изменения климата, которые происходят на нашей планете, неизбежно приведут к катастрофам. Эти изменения отражаются и на Украине, что уже привело к таким негативным последствиям, как проблемы с водными ресурсами и водоснабжением. В частности, в восточных областях Украины уже есть огромный дефицит питьевой воды. И ситуация только ухудшается. Об этом рассказала климатолог, заведующая отделом прикладной метеорологии и климатологии Украинского гидрометеорологического института Вера Балабух.
Апостроф: Некоторые исследования говорят, что из-за изменения климата календарная погода идет с задержкой на месяц или с опережением. У нас, например, раньше начинается весна, а где-то в Германии на месяц позже начинается зима. Вы уже видите такие изменения и сдвиги по датам сезонов?
Вера Балабух: Это видят все. Особенно в этом году, когда у нас вообще зимы не было, собственно говоря. Процессы, которые сейчас происходят на нашей планете, вообще беспрецедентны, а наблюдаемые климатические изменения обрели такой огромный масштаб, которого еще никогда не было за всю историю человечества.
Проблема заключается не в том, что климат меняется — он всегда менялся. У нас был ледниковый период, тропические леса росли на территории той же Украины. Сейчас проблема заключается в том, что эти изменения происходят очень быстро. То, что мы видим сейчас в течение жизни одного поколения, ранее продолжалось где-то полторы тысячи лет.
Конечно, это приводит к тем катастрофическим последствиям, которые мы можем наблюдать. Прежде всего мы видим, что очень сильно меняется термический режим, режим увлажнения, увеличивается интенсивность и повторяемость опасных явлений погоды.
Если говорить о сезонах, то, конечно, то повышение температуры, которое у нас происходит, наиболее существенно на Украине наблюдается в холодный период и летом.
Если говорить про холодный период, то в течение него очень существенно возрастает именно минимальная температура. Это приводит к тому, что продолжительность сезонов у нас существенно меняется и смещается. Весна, как правило, начинается на 2-3 недели раньше. Осень становится значительно длиннее.
В конце концов, в этом году мы видели беспрецедентно длинную осень. Такой теплой и продолжительной осени у нас еще никогда не было за всю историю метеорологических наблюдений. Это не просто случайность, что в этом году так сложились обстоятельства. Это уже стало трендом и закономерностью. К сожалению, она и в дальнейшем будет усиливаться, если мы ничего не будем делать. Поэтому мы и дальше будем фиксировать эти изменения.
— Можем ли мы говорить о том, что климат настолько изменится, что у нас могут стать зимы европейскими — абсолютно без снега — а наш снег пойдет, условно говоря, в Африку?
— Собственно говоря, он уже изменился довольно существенно. Мы видим, что в этом году зимы не было и снега практически не было, что привело к таким негативным последствиям, как проблемы с водными ресурсами, водоснабжением. Повышение температуры и изменение режима увлажнения приводят к тому, что наш климат становится более средиземноморским.
— К этим изменениям человечество готово?
— Я считаю, что нет. Долгое время считалось, что это не серьезно, что эти изменения периодические, все можно будет вернуть обратно. Лишь недавно ученые пришли к единодушному мнению, что эти изменения необратимы, что это не периодичность, которая характерна для атмосферных процессов. Именно человек влияет на климат.
Конечно, это весьма негативно. Только сейчас появляется понимание, что это достаточно серьезная проблема, которую нужно решать. Если мы не будем ничего делать, то, в конце концов, мы просто не сможем выжить. Настолько серьезные эти изменения. Они могут стать катастрофическими для тех, кто живет в тропических широтах или на атолловых островах. Там же вообще люди теряют свои страны.
Например, такого беспрецедентного количества ураганов, которые были в этом году, не было за всю историю. Не хватило латинского алфавита, чтобы давать название этим ураганам. Почти половину греческого было использовано.
Конечно, надо понимать, что это серьезно. Мы обязательно должны принимать меры для того, чтобы не допустить и приостановить такие изменения. Они уже приобрели такой огромный масштаб, частично мы, наверное, и не сможем этого сделать. Даже если сегодня мы полностью прекратим выброс парниковых газов, то приостановить этот процесс сейчас мы не сможем. Пожалуй, нужно еще столетие для того, чтобы хоть как-то вернуться назад. Если мы ничего не будем делать, то впереди нас ждет катастрофа.
— Когда нас может ожидать катастрофа? Вспоминая эти ураганы и огромные пожары по всему миру, мы понимаем, что следующий год может быть еще тяжелее. Погоду даже не могут предсказать, поскольку климат очень изменился.
— Если мы сейчас внимательно посмотрим на происходящие в мире события, то можем увидеть, что для некоторых стран катастрофа наступает уже сегодня. Они сегодня имеют дело с беспрецедентными ураганами, когда скорость ветра достигает 320 км/ч. Вы себе представляете, машина не едет с такой скоростью, а это ветер. То есть с такой скоростью затем летят и деревья, и все остальное. Когда выпадает полторы тонны осадков на квадратный метр, и это сопровождается таким ветром, разве это не катастрофа?
Если говорить об Украине, то совсем недавно, когда мы говорили о том, что изменения климата приводят к проблеме с водоснабжением, этот вопрос рассматривался как чисто теоретический. Мол, это может произойти где-то, когда-то. Но прошел совсем небольшой промежуток времени, и мы понимаем, что эта проблема уже очень серьезная. Мы впервые столкнулись с такой достаточно серьезной проблемой, когда не хватает не просто питьевой воды, а вообще воды не только на востоке или юге Украины, но и в тех регионах, где всегда воды было достаточно. В том же Полесье, на западе Украины. Это уже стало нашей реальностью.
— А когда на Украине может исчезнуть питьевая вода?
— Она уже сейчас исчезает. Украина вообще не очень обеспечена питьевой водой. Мы говорим о том, что эти изменения климата, которые сейчас происходят и ускоряются, на Украине происходят вдвое быстрее, чем на нашей планете. Они приводят к тому, что воды становится все меньше и меньше. Уже сейчас это достаточно серьезная проблема. Особенно это огромная проблема для восточных областей Украины, где и до этого был большой дефицит. Проблема заключается не только в том, что не хватает самой воды, а меняется качество этой воды. Она становится очень заминерализованной.