Спустя двенадцать лет с начала масштабной модернизации российских вооруженных сил в новом докладе Центра военно-морского анализа отмечается, что возможности воздушно-космических сил (ВКС) и военно-морской авиации выросли.
Как сообщает автор отчета аналитик Леонид Нерсисян, в период с 2009 по 2020 год вооруженные силы России получили около 460 новейших боевых самолетов с неподвижным крылом, 110 учебных реактивных самолетов Як-130 и 360 ударных вертолетов.
Кроме того, примерно 320 боевых самолетов старого образца были серьезно модернизированы — в том числе порядка 150 перехватчиков МиГ-31 и значительное количество штурмовиков Су-24 и Су-25, а также истребителей Су-27 и Су-33.
Модернизация началась после того, как российская военная авиация слабо себя проявила в короткой российско-грузинской войне 2008 года — после распада Советского Союза и долгих лет бесхозяйственности и халатности.
Приобретая новые самолеты, ВКС сняло с вооружения более тысячи устаревших самолетов советской эпохи, в результате чего число боевых самолетов с неподвижным крылом сократилось с 2000 20 лет назад до порядка 1200 сегодня, а ударных вертолетов — с 700 до 400.
«Несмотря на это, общий потенциал российской боевой авиации за последние годы значительно увеличился», — сообщил мне Нерсисян по электронной почте. «Она стала намного гибче в смысле доступных миссий и целей».
Это благодаря тому, что сегодня порядка 75% боевых самолетов ВКС новые либо модернизированные — подразумевается, что на них установлена спутниковая навигация, цифровые бортовые компьютеры, поддержка нового управляемого вооружения, а также улучшенные датчики и передатчики помех системы защиты. Кроме того, современные многоцелевые истребители успешно выполняют задачи, которые прежде, во времена холодной войны, выполнялись разными одноцелевыми самолетами.
Аналогичным образом, старые боевые вертолеты Ми-24 (по классификации НАТО: Hind или «Лань») в основном заменены более современными конструкциями с управляемым вооружением, ночным видением и возможностями самообороны.
Не менее важно и то, что ВКС и их пилоты приобрели обширный боевой опыт в небе над Сирией, который помог отточить доктрину.
«Российская боевая авиация стала способной к локальным и даже региональным конфликтам, — считает Нерсисян, — но по-прежнему сильно отстает от ВВС США и НАТО».
Так, в докладе отмечается, что российская авиация в будущем вероятнее всего продолжит опираться на неуправляемые ракеты и бомбы (чаще всего они сбрасываются с помощью спутниковой системы наведения «Гефест СВП-24», установленной на российских бомбардировщиках). Это из-за отсутствия недорогих высокоточных систем наведения как у унифицированного кассетного боеприпаса для непосредственной атаки цели JDAM, которые стоят на вооружении у ВВС США. Россия также испытывает затруднения с наращиванием производства ракет класса «воздух-воздух» вне визуальной связи с противником.
Аэрокосмическая отрасль в целом страдает от «отсутствия оптимального управления на многих предприятиях и проблем регулирования, связанных с Министерством обороны». Так, ВКС вынужден делить свои скудные ресурсы между дублирующими друг друга типами самолетов, просто чтобы поддержать на плаву некоторые производственные линии.
На самом же деле, основной производитель, государственная Объединенная авиастроительная корпорация, куда входят все российские военно-космические компании, имеет задолженность в размере 530 миллиардов рублей (7,2 миллиарда долларов). Сообщается, что правительство России 250 млрд рублей выплатит и еще 150 млрд долга реструктурирует.
Давайте посмотрим на основные закупки военной авиации, которые Россия планирует произвести в 2020-х годах.
Истребители-невидимки Су-57… наконец-то?
В декабре 2020 года российские военные наконец-то получили серийный истребитель-невидимку Су-57 — после того, как первый в декабре 2019 года разбился.
Решающее значение для попыток Москвы ослабить превосходство НАТО в воздухе, программа Су-57 (ранее ПАК ФА) прошла в 2010-х годах через ряд задержек и неудач, и проекту по-прежнему недостает форсированных двигателей и радаров.
Двухмоторный Су-57 быстрее истребителя-невидимки F-35, который стоит на вооружении у НАТО, и маневреннее в ближнем бою, но считается, что он значительно лучше виден на радаре, особенно сбоку или сзади. Сможет ли Россия, наконец, нарастить производство Су-57 до заказанных 76 штук и закупить улучшенные двигатели и авионику, без которых истребитель-невидимка не сможет полностью раскрыть свой потенциал, покажет время.
Больше Сухого, меньше МиГов
Из-за задержек и высокой стоимости Су-57 Россия продолжит в 2020-х годах закупать истребители поколения 4+ (т. е. без функции малозаметности) — в особенности ударные истребители Су-35С и Су-30СМ2 (по классификации НАТО: Flanker).
Су-35С — истребитель поколения 4+ высшего класса с превосходными характеристиками маневренности и грузоподъемности благодаря двигателям с управляемым вектором тяги. Единственный серьезный недостаток — отсутствие РЛС с активной фазированной антенной решеткой, который не столь незаметен и более устойчив к помехам. Су-30 — двухместный ударный истребитель, аналогичный по концепции F-15E.
Однако перспективы российской линейки самолетов МиГ-29/МиГ-35 куда менее многообещающие. МиГ-29 был советским аналогом легкого и недорогого американского истребителя F-16, но двухмоторной конструкции не хватало дальности, гибкости и срока службы Су-27, и впоследствии его в значительной степени вытеснило семейство самолетов Сухого. Однако палубный вариант МиГ-29К все же выкроил себе незначительную нишу на российском авианосце, который постоянно выбывает из-за аварий. По словам Нерсисяна, скромные заказы на новейший вариант МиГ-35 по сути сводятся к государственной поддержке, чтобы хоть как-то реанимировать ОКБ Микояна и Гуревича.
Холодная война возвращается: новые «Блэкджеки»
Ожидается, что Россия модернизирует свою тройку стратегических бомбардировщиков времен холодной войны для ядерных, обычных и морских ударов, а также оснастит их менее заметными крылатыми ракетами большой дальности для нанесения ударов с безопасного расстояния. На модернизированных моделях Ту-95МСМ (по классификации НАТО: Bear или «Медведь») и Ту-22М3М (по классификации НАТО: Backfire или «Встречный пожар») существенно улучшены авионика и двигатели.
Кроме того, Москва возобновила производство модернизированного варианта своего гигантского ударного бомбардировщика Ту-160 (по классификации НАТО: Blackjack или «Блэкджек»). В настоящее время заказано 10 (из 50) новых Ту-160М. Гигантские турбовентиляторные двигатели НК-32 Ту-160 — мощнейшие в военной авиации во всем мире и разгоняют крупный бомбардировщик до скорости 2 Мах.
«Защитники» на замену «Фехтовальщикам»
ВКС постепенно заменяет советские сверхзвуковые бомбардировщики Су-24 (по классификации НАТО: Fencer или «Фехтовальщик») с изменяемой геометрией крыла (аналогичные по концепции снятым с вооружения американским F-111 Aardvark) на новые Су-34 (по классификации НАТО: Fullback или «Защитник»), созданных на основе «Фланкера». Эти мощные двухместные истребители-бомбардировщики быстрее, лучше подходят для воздушного боя и могут нести 13-тонную полезную нагрузку для долгосрочных боевых заданий.
Что еще важнее, «Защитник» может похвастаться улучшенными системами самозащиты и внушительной решеткой датчиков. В ходе гражданской войны в Сирии ВКС России обнаружили, что Су-34 — наиболее эффективное оружие благодаря сочетанию полезной нагрузки, дальности и встроенной оптико-электронной системы наведения «Платан», позволяющей самолету наносить высокоточные удары, не требуя лазерного подсвечивания с другого самолета.
Что дальше: боевые дроны? Соперничество с Китаем?
Два проекта самолетов следующего поколения — бомбардировщик-невидимка ПАК ДА и перехватчик МиГ-41 — будут запущены в производство не раньше 2030 года. Но до этого Москва может попытаться исправить полное отсутствие на вооружении боевых беспилотников (БПЛА).
На стадии разработки находится целый ряд проектов: в частности, почти готовый БПЛА ближнего действия «Орион», дальний БПЛА «Альтиус» и высокопроизводительный малозаметный БПЛА «Охотник». Будет ли Москва вкладывать средства в создание значительных беспилотных сил или продолжит уделять приоритетное внимание пилотируемой боевой авиации, покажет время.
Наконец, на карту может быть поставлено положение России как видного военного экспортера. В 2019 году в докладе британского Королевского объединённого института оборонных исследований утверждалось, что российскому экспорту военных самолетов в 2020-х годах могут угрожать все более мощные китайские военные самолеты.
Нерсисян в электронном письме с этим согласился: «Возможен некоторый риск, что заявленные китайские данные о производительности не вполне соответствуют действительности. Но у них хотя бы есть на вооружении действующие БПЛА (типа Wing Loong-2 или серия Rainbow), которые у России появятся лишь через 3-4 года не раньше».