Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Foreign Policy (США): более дружелюбное лицо путинизма

© РИА Новости Алексей Дружинин / Перейти в фотобанкПрезидент РФ В. Путин на съезде Общероссийского народного фронта
Президент РФ В. Путин на съезде Общероссийского народного фронта - ИноСМИ, 1920, 11.01.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Общероссийский народный фронт автор называет малоизвестной организацией. Однако растущее влияние фронта представляет собой интересное явление, и за ним стоит понаблюдать в ближайшие месяцы. Ведь изменения в его деятельности покажут, какую политическую систему Путин планирует создать для будущего.

Знакомьтесь с малоизвестной организацией, которая пытается восстановить связь российского лидера с народом — а также обеспечить влияние Путина на годы вперед.

В середине ноября российский президент Владимир Путин организовал важное виртуальное совещание с членами Государственной думы для обсуждения ситуации с пандемией коронавируса. Его встреча с депутатами нижней палаты российского парламента не является чем-то необычным, и она была сфокусирована на том, как справляются с covid-19 регионы страны, которым в значительной мере было предоставлено право самим решать вопрос о необходимых мерах в области борьбы с этой пандемией.

Однако одна вещь выделялась на общем фоне — активное участие в этом совещании приняли члены Общероссийского народного фронта (ОНФ), который в течение нескольких последних месяцев играет ключевую роль в борьбе с распространением вирусной инфекции в России. Особое значение имеет то обстоятельство, что ОНФ, если судить по результатам проведенного совещания, пытается стать связующим звеном между правящей партией «Единая Россия» и народом, а эти отношения могут оказаться полезными для Путина перед намеченными на этот год парламентскими выборами, а также могут повлиять на состав этой правящей партии в ближайшие годы.

ОНФ, которому часто не уделяется должного внимания, был образован в 2011 году прямо перед началом очередной предвыборной кампании с участием президента Путина. Эта организация, которую он официально возглавляет, призвана быть своего рода аналитическим центром при партии «Единая Россия», предлагать новые идеи относительно проводимой политики, а также выступать в качестве питательной среды для формирования перспективных молодых российских политиков. Хотя влияние ОНФ и ее политическая заметность, возможно, снизились после российской аннексии Крыма в 2014 году, несмотря на открытие ее региональных представительств для дальнейшего укрепления формального контроля России над своими регионами, этот фронт, судя по всему, восстановил свои позиции за последние 18 месяцев.

Прежде всего, те люди, которые хорошо проявили себя в этой организации и которые активно помогали Путину в проведении президентской кампании 2012 года, были демонстративным образом награждены и получили важные назначения в самом ОНФ. Среди них можно назвать Елену Шмелеву, которая в настоящее время является сопредседателем Центрального штаба этого Фронта. В 2018 году она возглавляла предвыборный штаб Путина и после этого получила свою нынешнюю позицию. Хотя в руководящих органах этого Фонда есть более влиятельные и более опытные люди, многие из самых заметных и публичных ролей получили более молодые его члены (моложе 40 лет).

Михаил Кузнецов, глава исполнительного комитета ОНФ, тоже принадлежит к упомянутой категории людей. Кузнецов, назначенный на пост в сентябре 2019 года, является членом партии «Единая Россия», в течение многих лет он работал в правительстве Москвы, а также в администрации других регионов, что позволило ему получить солидный опыт в области политики, а также репутацию умелого и способного управленца.

В ходе совещания в Государственной думе с участием высокопоставленных членов правительства Кузнецов выступил с докладом, в котором он говорил об основных проблемах, с которыми сталкиваются различные регионы страны в борьбе с пандемией коронавируса, включая нехватку лекарств в местных аптеках, сложности с вызовом врача или скорой помощи, а также длительные сроки ожидания пациентов в больницах. Хотя этот доклад был нейтральным по своему тону, и в нем никто не подвергся явной критике, было очевидно, что ОНФ получил задание проинформировать федеральное правительство о способности местных руководителей решать проблемы общественного здравоохранения в своих административных регионах.

Растущее влияние ОНФ представляет собой интересное явление по нескольким причинам. Этот фронт не является партией или каким-то официальным органом, принимающим решения, однако за счет своей вовлеченности в общественные дела и активности он, похоже, позиционирует себя как мост между «Единой Россией» и избирателями.

ОНФ проводит опросы общественного мнения, по результатам которых оценивается реакция людей на работу правительства в области борьбы с пандемией коронавируса, и это очень важные данные, которые будут иметь значение для намеченных на этот год выборов в Государственную Думу. Кроме того, ОНФ предлагает конкретные рекомендации, направленные на решение некоторых проблем, о которых сообщали люди, заразившиеся этой инфекцией, включая аренду автомобилей для доставки местных врачей в больницы. Если упомянутые предложения будут реализованы, то подобная политика будет приветствоваться местными жителями и восприниматься как свидетельство позитивный действий.

Работа ОНФ не ограничивается мониторингом ситуации, связанной с пандемией коронавируса. В последнее время его представители открыто заявили о своей позиции в отношении изменения климата и действий по защите окружающей среды. Это происходит в тот момент, когда собственный подход федерального правительства к проблемам измерения климата и охране окружающей среды становится все более фрагментарным, противоречивым, и при этом значительное влияние на него оказывает углеводородное лобби, настаивающее на увеличении добычи нефти и природного газа.

Представители ОНФ проводят совместную работу с местными сообществами по улучшению доступа к чистой питьевой воде, а также по защите таких традиционно важных объектов как озера, а это именно те вопросы, которым «Единая Россия» не уделяет должного внимания, увлекаясь масштабными идеями, и все это говорит о том, что ОНФ пытается представить себя как организацию, которая лучше знает потребности людей.

Это роль вряд ли родилась на основе чувства активизма низового уровня — очевидно, что приказы спускаются сверху. Еще в июле 2020 года Путин дал указание ОНФ повысить контроль за реализацией предложенных им национальных проектов, а это важная задача, подчеркивающая близость этой организации к президенту, а также то значение, которое он придает ОНФ.

Национальные проекты Путина — это 13 масштабных программ в области развития, о которых он объявил после своего переизбрания в 2018 году. Российский президент с особым вниманием относится к этим проектам, которые призваны стать краеугольным камнем экономического успеха России в ближайшие годы и которые имеют важное национальное стратегическое значение: в федеральном бюджете 2019 года на их реализацию было выделено 1,75 триллиона рублей (24 миллиарда долларов), и, есть основание говорить о том, что они получили больше финансирования и внимания со стороны правительства, чем было необходимо. Вместе с тем, реализацию этих проектов нельзя назвать успешной. Работа по их реализации подверглась критике со стороны правительственных ведомств и региональных администраций, сами проекты были названы слишком масштабными, слишком сложными и не имеющими соответствующих индикаторов, которые могли бы свидетельствовать об их успешной реализации.

Первоначально контроль за их реализацией был передан в руки руководителей российских регионов. Однако в своем жестком по тону послании к Федеральному Собранию Путин подверг критике губернаторов за неспособность повысить образовательные стандарты в своих регионах и обеспечить медицинским обслуживанием более отдаленные районы.

После этого Путин возложил ответственность на ОНФ за ту часть национальных проектов, которая имеет непосредственное отношение к общественному здравоохранению, охране окружающей среды, а также к вопросу об улучшении качества жизни людей после окончания пандемии коронавируса. Этот шаг, вероятно, не понравился некоторым региональным руководителям, которые, тем не менее, могли найти утешение в том, что на ОНФ не был возложен контроль над такими важными национальными вопросами как оборона или главные отрасли экономики. Однако это может быть лишь вопросом времени, с учетом более значимой для общества роли представителей ОНФ. И все это свидетельствует о признании «Единой Россией» того факта, что она не обладает в достаточной мере способностью устанавливать непосредственный контакт с представителями различных слоев общества.

Партия «Единая Россия» понимает, что у нее есть проблемы с имиджем и что она не добилась желаемых результатов на выборах за последние два года. Региональные выборы в сентябре 2020 года наглядно продемонстрировали ее непопулярность, поскольку оппозиционные группы получили места в муниципальных советах в таких неожиданных местах как сибирские города Томск и Новосибирск, третий российский город по количеству жителей. В сентябре 2018 года на региональных выборах кандидаты от Коммунистической партии и Либерально-демократической партии в нескольких местах одержали победу над кандидатами от «Единой России». Хотя эти партии не считаются истинно оппозиционными, поскольку они, как правило, поддерживают почти все правительственные законопроекты, их успехи свидетельствуют о том, насколько общество разочаровано в «Единой России».

Рейтинги доверия партии «Единая Россия» и даже самого Путина снизились в прошлом году из-за проблем в экономике, а также из-за предпринятых в 2018 году непопулярных шагов по повышению пенсионного возраста и продолжающейся пандемии коронавируса. Если «Единая Россия» не сможет улучшить свой имидж, она столкнется в этом году с серьезными проблемами в ходе выборов в Государственную думу.

В настоящее время «Единая Россия» имеет большинство в нижней палате российского Парламента и контролирует 343 места из 450, что позволяет ей получать одобрение законопроектов, не обращая, в целом, внимания на систему сдержек и противовесов. Но, с учетом целого ряда законопроектов, которые эта партия предложила в ноябре прошлого года для дальнейшего ограничения протестов и увеличения государственного контроля над онлайновым контентом, «Единая Россия», вероятно, не уверена в том, что она сможет сохранить большинство в Государственной думе без какого-то серьезного вмешательства.

Возможно, именно в этом вопросе ей может оказать помощь ОНФ. В то время как «Единая Россия» сосредоточила свое внимание на ограничениях, ОНФ может позиционировать себя как более дружелюбное лицо этой партии. Судя по всему, это было подтверждено в заявлении, сделанном Кузнецовым 3 декабря в ходе работы круглого стола с участием представителей Экспертного института социальных исследований, близкого к окружению Путина. Кузнецов прямо призвал Государственную Думу накануне выборов поискать своих кандидатов среди членов ОНФ, и это требование, похоже, было поддержано высокопоставленными чиновниками, по мнению которых ОНФ, вероятно, лучше понимает те проблемы, с которыми сталкиваются российские люди на местах.

Короче говоря, ОНФ — это та организация, за которой стоит понаблюдать в ближайшие месяцы. Те люди, которые хорошо выполняют свою работу и поддерживают партию «Единая Россия», могут получить повышение, и это будет важным свидетельством того, какую именно политическую систему Путин создает для будущего.

Эмили Феррис является научным сотрудником Отдела по изучению вопросов национальной безопасности Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI); специализируется в области российской и евразийской внешней политики.