Если в 2021 году, следуя логике нового договора между Брюсселем и Пекином, к евразийскому танцу России с Китаем присоединятся и европейцы, то дружеские объятия могут превратиться в настоящий вальс.
В 2021 году мир ожидают многочисленные изменения, и одно из самых значительных — это, разумеется, предстоящая смена власти в Белом доме. Приход Джозефа Байдена на место президента Соединенных Штатов вместо Дональда Трампа многие считают шансом на «реванш», то есть возможностью компенсировать четыре «потерянных года», которые прошли под властью уходящего американского лидера. Встает вопрос: какие отношения Байден будет выстраивать с двумя серьезнейшими конкурентами и соперниками на международной арене — Пекином и Москвой? Одни предполагают, что избранный американский президент не будет во внешней политике остро конфликтовать с Пекином, в отличие от Трампа. Другие уверены, что для Байдена это будет непросто, поскольку, по их мнению, «нормализация отношений» с Пекином выгодна только китайцам, а Америка на этом только проиграет. И одни, и другие, однако, убеждены, что отношения между Белым домом и Кремлем ухудшатся, хотя не учитывают при этом, что хуже уже и так некуда, ведь, насколько известно, не осталось практически ни одной области, в которой две сверхдержавы не столкнулись бы лбами.
Неписаные правила «мирового триумвирата»
В связи с этим особый вес приобретают аргументы, объясняющие, почему Вашингтон, выбирая, с кем ему конфликтовать — с Китаем или Россией, выбирает последнюю. В Белом доме ее считают более слабым противником, а значит, легкой добычей. При этом там как будто забывают, что среди глобальных лидеров нет слабых игроков и что «разборки» между ними сопряжены с растущей опасностью, так как в конфликт втягиваются целые регионы и даже континенты. В подобной обстановке особенно важен выбор союзников, поскольку, как известно, у нынешнего «мирового триумвирата» есть свои неписаные правила. Иными словами, во взаимоотношениях Вашингтона, Москвы и Пекина, как правило, двое объединяются против третьего, чтобы пресечь его гегемонию и отстоять собственные интересы. Все же остальные государства мира адаптируются к ситуации и ищут свое пространство для маневра. Почему же в Америке оптимистично считают, что Пекин согласится отметить это «железное правило» и пойдет на риск остаться без важной российской поддержки в будущем? Вероятно, Вашингтону лучше знать. Намного более известен тот факт, что американцы хотят изолировать Россию и настраивают ее против Китая, помня о том, что Пекин сейчас — главный конкурент США в экономике, а Россия в этом смысле менее опасна.
Поэтому трудно поверить в то, чтобы Пекин сейчас резко поменял основной вектор во внешней политике, какими заманчивыми ни были бы предложения Байдена. Прежде чем искать точки соприкосновения с Белым домом, Китай закрепит на будущее уже достигнутое и не поставит под угрозу отношения с Москвой — партнером, с которым уже много лет выстраивает близкие отношения, пронизанные доверием и скрепленные общими интересами. Как недавно заявил российский президент Владимир Путин, для России Китай — одна из стран, с которыми у Москвы нет открытых вопросов, и на международной арене две державы придерживаются практически идентичных взглядов и мнений. В конце концов, Москва и Пекин в основном (и все чаще) одинаково голосуют на всех международных форумах, что, конечно, не случайно. Эти факторы Белый дом и Госдеп должны принять во внимание, выстраивая «новую» внешнеполитическую стратегию. Но нужно также понимать, что скорые и радикальные изменения в политике сверхдержав невозможны. Так что в будущем эти процессы окажутся под самым пристальным вниманием.
Понять их помогут официальные заявления высших руководителей этих государств. Так, уже в первые дни 2021 года свое видение отношений Пекина, Москвы и Вашингтона изложил министр иностранных дел Китая Ван И. В интервью китайскому СМИ Ван заявил, что отношения между США и Китаем стоят на распутье, но после трудного периода они могут вернуться на правильный путь. «Сейчас обеим сторонам представился шанс открыть новые окна надежды и начать новый раунд диалога», — заявил высокопоставленный функционер, при этом сделав важное замечание. По его словам, политика Вашингтона в отношении Пекина навредила интересам обеих стран, а также мира. Опытный дипломат, конечно, не вдавался в детали, но главная мысль ясна: Америка виновата в том, что отношения испорчены, и от нее ждут первых шагов, чтобы диалог имел смысл. Если «препарировать» этот посыл, то получается следующая формула: от Байдена Китай потребует согласиться на то, на что Трамп соглашаться не хотел. И таким образом ситуация вернется к исходной точке.
Российско-китайские отношения выдержали испытания
Это подтверждают слова Вана о том, что Вашингтон должен «с уважением относиться к социальной системе и пути развития Китая», и только в таком случае разногласия будут преодолены. Трудно поверить, что основная проблема в отношениях между Китаем и США заключается в том, что американцы не признают социальную систему Пекина, хотя обвинения в слабой демократии и нарушении прав человека — часть стандартного репертуара Запада, когда тот обращается к самой густонаселенной стране мира. Но если для США приемлемы саудовские правители с их феодальной системой, то Вашингтон мог бы проглотить и «горькую идеологическую пилюлю» в виде китайского коммунизма, только бы Пекин согласился на уступки в некоторых более важных и материальных вопросах.
Неприятным сигналом для Америки стал недавний договор в области инвестиций, заключенный между Европейским Союзом и Китаем после семилетних переговоров. При подписании этого соглашения, от которого больше других выиграет Германия, европейцы явно не думали о «социальном устройстве» Китая. Китайский председатель Си Цзиньпин может быть доволен. Этот компромисс — подсказка Вашингтону, в каком направлении двигаться, но для США проблема куда шире. Пекин превращается в мирового лидера не только в экономическом (с опорой на Москву), но и в политическом смысле. Поэтому маловероятно, чтобы величайшая мировая сверхдержава с готовностью закрыла глаза на «массовое нарушение прав человека и демократических принципов». Несомненно, американцы попытаются предъявить претензии Европе, а точнее Германии, которая использует торговую войну между Соединенными Штатами и Китаем в своих интересах. Однако это создает риск открытия нового фронта — на этот раз с союзниками. В отношениях с Евросоюзом у Байдена появится большое искушение продолжить «путь Трампа» из-за подозрений, что Берлин «по-тихому» протолкнул договор с Пекином, пока Америка была занята сама собой и своими выборами.
Тут мы снова подходим к российско-китайским отношениям. В упомянутом интервью, которое опубликовала Китайская глобальная телевизионная сеть (CGTN), Вин И, тщательно подбирая слова, высказался и о России и ее президенте Путине. По словам китайского министра иностранных дел, в отношениях двух стран «нет ни потолка, ни препятствий». «В 2020 году российско-китайское отношения выдержали все испытания, такие как, например, пандемия, которая случается раз в столетие, а также невиданные глобальные вызовы. И все равно эти отношения достигли самого высокого уровня в истории во всех областях», — сказал Ван И, отметив, что Путин и Си «ведут активный диалог». В прошлом году они провели пять телефонных переговоров и обменялись несколькими письмами, «обозначив стратегические ориентиры для стабильного развития двухсторонних отношений». В длинном заявлении глава китайского МИДа упомянул разные сферы сотрудничества двух держав и отдельно подчеркнул, что «2020 год был годом 75-й годовщины победы во Второй мировой войне и основания ООН». «Россия и Китай сообща сохраняли плоды победы во Второй мировой войне и работали над поддержанием справедливости на мировой арене. Наши страны начали более активно поддерживать одна другую, отстаивая свои базовые интересы, и плечом к плечу противостояли политике, которая проводится с позиций силы, что делает российско-китайские отношения еще более важными для всего мира», — сказал Ван И.
Затем китайский министр иностранных дел сказал главное: «2021 год будет особенно важным для китайско-российских отношений, поскольку две страны вступают в новую фазу развития, в которой нет препятствий, запретных зон и потолка — всего, что мешает еще большему сближению. Сделав акцент на главной задаче — достижении взаимопонимания между нашими лидерами, наши страны отметят 20-ю годовщину подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве и подтвердят нашу взаимную приверженность вечному миру на взаимовыгодной основе. Считая друг друга стратегической опорой, важным дипломатическим партнером и шансом для развития, наши страны будут работать над расширением и углублением сотрудничества с еще лучших исходных позиций. Вместе с тем Россия и Китай продолжат подавать пример добрососедства и дружественных отношений между великими державами, а также выступать в роли локомотива при восстановлении мировой экономики и вносить свой вклад в глобальную стратегическую стабильность».
…И вальс «На прекрасном голубом Дунае»
Трудно что-то еще добавить к этим словам. Конечно, по-прежнему остаются те, кто откровенно высказывает сомнения в искренности российско-китайской дружбы, но нужно отметить, что они говорят об этом, прежде всего опасаясь союза двух сверхдержав и мечтая о разрушении этих отношений. Тем не менее факт в том, что обе страны (тут важно еще раз подчеркнуть «обе») пользуются огромными преимуществами столь тесного сотрудничества. Благодаря ему они могут не беспокоиться о намерениях ближайшего соседа, а заняться решением других задач, как и сказал Ван И. Поэтому доверие, воплощенное во «взаимопонимании» двух лидеров и идее «вечного мира», — ключевое слово в российско-китайских отношениях.
Нельзя забывать, что обе страны (снова) выросли в мировых лидеров всего за последние 20 лет, которые прошли с момента подписания упомянутого стратегического договора. Трудно поверить, что Путин и Си были бы готовы легко пожертвовать этими достижениями на радость своим противникам. Поэтому не стоит сомневаться, что в 2021 году русский медведь и китайский змей останутся в крепких дружеских объятьях друг друга. И если в 2021 году, следуя логике нового договора между Брюсселем и Пекином, к евразийскому танцу России с Китаем присоединятся еще и европейцы, то дружеские объятия могут превратиться в настоящий вальс. «На прекрасном голубом Дунае»…