Событие в Вашингтоне было случайным, но закономерным. Это могло произойти в любой день до или после инаугурации следующего американского президента. Это произошло бы, если бы избранного президента США звали Дональд Трамп, а не Джо Байден. Атмосфера накалялась все лето.
Это не было ни попыткой свергнуть «гротескных фашистов», ни бунтом «преступных повстанцев». Слово «фашизм» достигло опасного уровня девальвации.
Ни протестующие, ни полиция не ожидали, что сделают то, что они сделали. Но это случилось. Это неизбежность исторического процесса. И наше проклятие — пережить это.
Двукратный лауреат Пулитцеровской премии американка Барбара Такман — автор одной из самых известных фраз в исторической литературе: «Никто не хотел войны, война была неизбежна». Америка, похоже, вступает в новую фазу гражданской конфронтации, которая фактически привела Трампа к власти.
Да, один из виновников событий тех дней, человек, убедивший десятки тысяч идти на Вашингтон, является симптомом, а не причиной происходящего. Как и выбор Байдена — именно Байдена — является симптомом того же явления. Заката нашего гегемона.
Действительно ли нас беспокоит то, что происходит в Соединенных Штатах, или же мы пытаемся прикрыть свое злорадство учтивыми выражениями? По сообщениям мировой прессы, произошло нечто невообразимое, постыдное — США стали похожи на страну третьего мира. С чувством плохо скрываемого удовлетворения эти события сравнивают с теми «цветными» кровавыми революциями, в родоразрешении которых участвовали американцы. Значит, в Тбилиси можно, в Киеве можно, в Каире и Триполи можно, в Ереване и Минске можно, в Каракасе, Москве и Гонконге — просто замечательно, а в Вашингтоне — нет, верно? Это массовый рефрен, вызывающий истерическую реакцию — потому что подлинный. Потому что, как говорил Элайас, герой «Взвода» Оливера Стоуна, «мы все корячимся на других. Пришло время кому-то за это ответить».
Гегемона открыто высмеивают, призывают соблюдать демократические правила. Платят ему той же монетой. Из России через Турцию в арабский мир, а затем через Латинскую Америку в Китай. Выглядит смешно, но страшно. Потому что это начало. Как по другому поводу говорил Михаил Горбачев: «Процесс пошел»…
Трамп должен нести ответственность, и его, вероятно, призовут к ответу. Это будет следующий акт драмы. У американских ультраправых появится лидер, у них уже есть своя героиня — убитая в здании Капитолия Эшли Бэббит. 35-летняя ветеран ВВС США, участвовавшая в четырех войнах. Ровесница и воплощение внешней политики США после окончания холодной войны. И именно она убита — ужасный символизм.
Эшли Бэббит не станет священной жертвой. Для этого нужны СМИ, а они против нее и ее разгневанных коллег. Каждый защищает свою Америку. Америку, в которой неравенства больше, чем когда-либо со времен Великой депрессии. Америку, где дети рождаются уже обремененными долгами родителей. Америку, где богатые никогда не были такими богатыми, а бедные никогда не были так подавлены.
В этом суть конфликта, и заклинания по телевизору не имеют никакого отношения к его решению.